Месяц мухаррам и день ашура. Как празднуется День Ашура? Происхождение названия дня Ашура

Мухаррам является одним из высокочтимых священных месяцев для мусульман. Самым ценным днём месяца Мухаррам является день ‘Ашура. Ашура – от слова «ашара», что означает «десять». На 10 мухаррама приходится сотворение Всевышним Аллахом Небес, Земли, Арша, Аль-Курси (Престола), ангелов, Адама, мир ему, переселение Адама в Рай и принятие от него покаяния после грехопадения; множество счастливых случаев, связанных с пророками. Так, в этот день Аллах даровал Нуху, мир ему, и его последователям, находившимся вместе с пророком на ковчеге, спасение от гибели; также в день Ашура Аллах даровал пророку Мусе, мир ему, и сынам Исраиля спасение от Фараона, после чего Муса, мир ему, стал соблюдать пост 10 числа месяца Мухаррама.

Поклонение

В День Ашура читают молитвы и Священный Коран, раздают садака , радуют детей и близких, совершают другие богоугодные дела. Желательно соблюдать трехдневный пост в день Ашура, а также в предыдущий и последующий дни – 9, 10 и 11-го мухаррама . От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Лучший пост после Рамадана, пост в месяц Аллаха Мухаррам, а лучшая молитва после предписанных, молитва, совершаемая ночью!» (Муслим)

Достоверные хадисы о дне Ашура

Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Тот, кто щедр (материально) к своей семье в день Ашура, тому Аллах сделает обильным (в пропитании) и другие годы» (аль-Хайсами, ат-Табарани, хадис слабый). Суфьян ас-Саври (да будет доволен им Аллах) сказал: «Мы проверили этот хадис и нашли его действующим» т.е., то, что говорится в этом хадисе об обещании обильности пропитания, исполнилось.

Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, говорил: «Я не видел Посланника Аллаха более усердствующим в соблюдении поста, как в день Ашура и месяц Рамадан» (Муслим)

Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «В джахилии (доисламская эпоха) курайшиты соблюдали пост в день Ашура, и Посланник Аллаха, мир ему и благословение, тоже соблюдал пост в этот день в Мекке. Когда Пророк, мир ему и благословение, совершил хиджру (переселение) в Медину, он повелевал всем поститься в этот день и сам постился до тех пор, пока не было предписано поститься в месяце Рамадан, тогда Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: “Кто хочет, поститесь в Ашура, а кто не хочет, может и не поститься”» (Аль-Бухари). Из этого хадиса следует, что в этот день очень желательно соблюдать пост, однако не является предписанием для общины. Что касается поста курайшитов в доисламский период, то ученые пишут в толковании, что, возможно, иудеи подсказали это действие курайшитам, так как иудеи являются ахль аль-Китаб (людьми Писания), а курайшиты были многобожниками.

Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, передал: «Поистине, когда Посланник Аллах, мир ему и благословение, прибыл в Медину, он нашел иудеев постящимися, и они сказали (когда их спросили): “Это великий день, в котором спасся Муса, мир ему, и Его народ от Фараона, поэтому Муса, мир ему, соблюдал пост и мы постимся в знак благодарности Господу”. Тогда Пророк, мир ему и благословение, изрек: «Мы (мусульмане) более достойны поститься из почтения к пророку Мусе, мир ему, в знак благодарности Аллаху”,– и повелел соблюдать пост в этот день» (Муслим)

Посланник Аллаха, мир ему и благословение, избегал сходства с людьми Писания (христианами и иудеями), поэтому он сказал: «Если я доживу до следующего года, то непременно повелю, чтобы соблюдали пост до (девятый день) или после (одиннадцатый) дня Ашура (то есть, совместно с днем Ашура соблюдать один из дней до или после)».

Если человек будет соблюдать только пост в день Ашура без других дней (до или после), то этого тоже будет достаточно.

Намерение (ният) на пост в день Ашура: «Я намереваюсь завтра соблюдать суннат (желательный) пост в день Ашура ради Аллаха». Если у человека есть пропущенные обязательные посты, то он может совместить в намерении и пропущенный пост, сказав: «Я намереваюсь завтра возместить пропущенный обязательный пост ради (во имя) Аллаха», и тогда он, иншаАллах, с соблюдением этого поста не только отдаст свой долг, но и получит воздаяние за желательный пост в этот день.

Ашура — это самый важный праздник в календаре мусульман шиитов. Он отмечается в 10-й день месяца Мухаррам — первого месяца в мусульманском календаре. Для шиитов, которые составляют около 15 процентов всех мусульман в мире, это самый большой праздник в году. Однако для остального мира он чаще всего ассоциируется с кровавыми шествиями, во время которых его участники бичуют себя, нанося удары цепями с острыми лезвиями на конце, кинжалами и саблями. Кровавая традиция праздника Ашура в объективе фотографов.

16 ФОТО

1. Процессия шиитов в Индии. (Фото: THAIER AL-SUDANI / REUTERS).

Праздник Ашура — это день поминовения внука пророка Мухаммеда, который погиб в 680 году во время битвы при Кербеле (в центральной части Ирака) с войсками халифа Язида из династии Омейядов. Внук пророка Мухаммеда — Хусейн ибн Али — почитается шиитами как третий имам и их духовный предок. Шииты живут в основном в Ираке, Иране и Бахрейне, и являются меньшинством в таких странах как Афганистан, Пакистан, Ливан и Саудовская Аравия.


2. Кровавая традиция праздника Ашура в Кабуле. (Фото: OMAR SOBHANI/REUTERS).

Для мусульман праздник Ашура — это день траура. Они оплакивают мученическую героическую смерть Хусейна во имя добра и справедливости. И хотя это праздник шиитов, в нем также принимают участие татарские сунниты.


3. Мужчина разрезает кожу ребенка в знак скорби во время шествия в Мумбаи — столице индийского штата Махараштра. (Фото: DANISH SIDDIQUI/REUTERS).

В этот день проходят традиционные шествия мужчин, которые в знак траура по Хусейну калечат свои тела бичами, ножами, мачете и бьют себя в грудь. Так они выражают свою скорбь и солидарность с погибшим внуком пророка Мухаммеда.


4. В празднике Ашура принимают участие также женщины, они не участвуют в кровавых шествиях, а в этот день в знак скорби носят черную одежду без украшений. (Фото: OMAR SOBHANI/REUTERS).
5. Что интересно, самобичевание и самоувечья несовместимы с принципами ислама. Шиитские духовные лидеры выносят против этой традиции фетвы (решение по какому-либо вопросу, основанное на принципах ислама). (Фото: OMAR SOBHANI/REUTERS).
6. Кровавая процессия в Кабуле. (Фото: OMAR SOBHANI/REUTERS).

Однако не везде праздник Ашура связан с кровавыми обрядами. Известны, например, также обычаи публичного чтения отрывков из произведения XVI века — «Сад мучеников», в котором описываются трагические обстоятельства смерти внука пророка Мухаммеда.


7. Ашура — самый большой праздник в шиитском мусульманском календаре. Во время процессий его участники часто подвергаются нападениям со стороны суннитских повстанцев, поэтому такие мероприятия теперь проходят с кордонами местной полиции. (Фото: OMAR SOBHANI/REUTERS).
8. Самобичевание в знак траура по погибшему Хусейну ибн Али. (Фото: OMAR SOBHANI/REUTERS).
9. Один из участников кровавой процессии в Кабуле. (Фото: OMAR SOBHANI/REUTERS).
10. Ливанские шииты, сторонники Хезболлаха, слушают историю жизни и смерти имама Хусейна ибн Али во время праздника Ашура в Бейруте. (Фото: HUSSEIN MALLA/AP).
11. Самобичевание шиитов в Пакистане. (Фото: PAP / EPA).
12. Кровавая традиция праздника Ашура в Пакистане. (Фото: PAP / EPA).
13. Кровавый обычай должен напомнить шиитам о героической и мученической смерти внука пророка Мухаммеда. (Фото: PAP / EPA).

Приходится значимый в исламе – День Ашура . Наступает он с заходом солнца сегодняшнего дня (пятница, 29 сентября) и продлится ровно один день.

Слово Ашура образовано от слова «ашара», что значит «десять», так как этот день является десятым днем одного из четырех запретных месяцев в исламе - месяца Мухаррам.

День Ашура важен не только в настоящем, но и событиями, которые произошли в этот день, а их не мало и являются они свидетельством огромной милости и милосердия Всевышнего Аллаха Субхану ва Тагаля. Это – знамения для нас, повод для размышлений и выражения бескрайней благодарности Аллаху за то, что устроил все наилучшим образом.

События, которые по преданиям, произошли в день Ашура связаны с пророками (мир им) :

1. Было принято покаяние Адама (а.с.)

2. Пророк Нух (а.с.) и его последователям спасен от гибели в водах великого потопа

3. Пророк Юнус (мир ему) был вызволен из чрева кита

4. Пророки Иса и Идрис (мир им) вознеслись на небо

5. Пророк Аюба (мир ему) исцелился от болезни

6. Пророк Якуб (мир ему) встретился с сыном

7. Пророк Сулейман (мир ему) стал царем

8. Пророк Юсуф (мир ему) вышел из тюрьмы

9. Пророк Муса (мир ему) спасен от преследователей фараона

Кроме того, важно, что в этот день произошло сотворение Всевышним Небес, Земли, Арша, Курса, ангелов, первого человека Адама. Конец света также наступит в этот день .

Также как и в любой другой день, в этот благословенный день сердце верующего должно устремиться к благому в поклонении (усердствовать в поклонении), в своем нраве, отношениях с людьми, и избеганию запретного, воздержанию от грехов, совершению покаяния. Важно совершать дуа с искренним сердцем и просить Всевышнего о сокровенном, спасении от Ада, обретения Его довольства и счастья в обоих мирах.

Какое особое поклонение можно совершить в День Ашура?

В этот день следует соблюдать пост , но важным моментом является то, что наряду с днем Ашура пост должен соблюдаться за день до этого или день после этого .

В хадисе сказано: «Когда Посланник Аллах (мир ему) прибыл в Медину, нашел иудеев постящимися, и они сказали (когда их спросили): «Это великий день, в котором спасся Муса (мир ему) и Его народ от Фараона, поэтому Муса (мир ему) соблюдал пост и мы постимся в знак благодарности Аллаху». Тогда Пророк (мир ему) сказал: «Мы (мусульмане) более достойны поститься из почтения к Пророку Мусе (мир ему) в знак благодарности Аллаху »,– и повелел соблюдать пост в этот день» (Муслим). С этого дня, по милости Аллаха пост в День Ашура стал сунной для мусульман.

Ибн Аббас (р.а.) говорил: «Я не видел Посланника Аллаха более усердствующим в соблюдении поста, как в день Ашура и месяц Рамадан » (Имам Муслим).

О достоинстве поста в день Ашура сказано в хадисе: «Он служит искуплением грехов прошедшего года » (Муслим).

Какую-то часть ночи этого дня желательно провести в поклонении, совершать тахаджуд намаз . В хадисе сказано: «Лучший месяц для поста после месяца Рамадан – месяц Мухаррам – и лучший намаз после обязательных намазов и намаза, совершенного в глубине ночи, т.е. тахаджуд намаза, – намаз совершаемый в день Ашура» (Муслим).

В этот день также следует давать садака своим близким. Как сказано в хадисе: «Тот, кто щедр к своей семье в день Ашура, тому Аллах сделает обильным (в пропитании) и другие годы » (аль-Хайсами).

Есть особенно благословенные дни и ночи, месяцы и периоды, которые дарованы нам в награду и являются огромной милостью Аллаха. В эти моменты расстояние между Творцом и его творениями сокращается, двери милости Аллаха открываются, дуа принимаются, грехи прощаются, если верующий, с искренним сердцем отнесется к этому дару от Аллаха с особым трепетом и усердием ради Его довольства. Аллах Всевышний даровал нам еще одни такой прекрасный день, и упускать его, или обрести его достоинства зависит только от человека…

Благословенного Дня Ашура!

Само название "Ашура" происходит от арабского слова ашара, что означает "десять". В 2019 году по григорианскому календарю он приходится на 9 сентября.

Согласно Корану, на этот день приходится сотворение небес и первого человека на земле. Светопреставление (апокалипсис, конец света) также наступит в день Ашура. А еще в этот день поминают посланников и пророков.

Мусульмане-сунниты и мусульмане-шииты по-разному отмечают десятый день месяца мухаррам.

Сотворение небес

Согласно Корану, на этот день приходятся сотворение небес, земли, ангелов, первого человека — Адама, который являлся и первым пророком. В этот же день Всевышний также принял покаяние Адама.

В День Ашура Аллах повелел Ибрахиму принести в жертву своего сына Исмаиля, и вознес пророка Ису на небеса.

Этот день является одним из знаменательных дней и для общины пророка Нуха (Ной) — Аллах даровал Нуху и его последователям, находившимся вместе с пророком на ковчеге, спасение от гибели в водах великого потопа.

Нух и находившиеся с ним во время великого потопа мусульмане ступили на землю в День Ашура.

В День Ашура Аллах даровал спасение и другому своему великому пророку и его общине — пророку Мусе (Моисей), от фараона, правителя Египта.

День Ашура имеет большое историческое значение и для общины пророка Мухаммада. Десятого числа месяца Мухаррам, в четвертом году Хиджры, должно было произойти сражение, называемое Зат Ар-рика, но оно не состоялось, потому что враг убежал с поля боя, бросив имущество и семьи.

Мусульмане считают, что Всевышний оградил своего пророка и его последователей от вреда неверующих.

Соблюдать пост в день Ашура начал еще пророк Мухаммед после переезда из Мекки в Медину в 622 году.

Но, когда был установлен обязательный пост в Рамадан, пост в день Ашура стал добровольным, но желательным у мусульман-суннитов.

Шахсей-вахсей

У мусульман-шиитов этот пост обязателен, так как день Ашура совпал с главной датой шиитского религиозного календаря — днем поминовения внука пророка Мухаммеда имама аль-Хусейна ибн Али, который в этот день пал смертью шахида — борца за веру.

Чтобы избежать междоусобного раздора, Хасан, старший внук Пророка, заключил соглашение с халифом (верховным правителем) Муавия о том, что после его смерти, его наследник не будет требовать для себя титула халифа.

Однако, Язид, сын Муавии, разорвал это соглашение и незаконно захватил власть. Будучи деспотичным и порочным, он захотел подчинить себе имама Хусейна, младшего брата Хасана. Он искал удобного случая для выполнения коварного плана и, приступил к его осуществлению, когда Хусейн отправился в Куфу с 72 членами своей семьи и родственниками.

Язид и его 30-ти тысячное войско окружили Хусейна и его сподвижников недалеко от реки Ефрат. Битва, исход которой был предрешен, началась десятого месяца мухаррам. Самому имаму Хусейну нанесли 29 колотых и 27 резаных ран, а потом отрубили голову.

С тех пор шииты первые десять дней месяца оплакивают мученическую смерть Хусейна, соблюдают строгий пост и траур, а также устраивают особые театрализованные представления, воспроизводящие эпизоды битвы при Кербеле и гибели имама.

На площадях и улицах сооружаются помосты, на которых разыгрываются эти представления — траур, поминки, оплакивание и так далее. Непременными атрибутами этих представлений являются пустые кувшины и меха для воды, символизирующие страдания от жажды, светящийся тенур (печь), куда по преданию, была спрятана голова Хусейна, саваны и куски черной траурной ткани, кинжалы, топоры, камни, цепи и стрелы.

По городам и селениям в дни траура проходят шествия скорбящих, которые несут черные знамена; некоторые участники шествия бьют себя кулаками в грудь и наносят удары цепями и кинжалами. Шествия сопровождаются громким плачем и восклицанием: "Шах Хусейн, вах, Хусейн!" (отсюда произошло европейское название этого обычая — "шахсей-вахсей").

Мусульмане-сунниты тоже чтят память имама Хусейна, но траур и пост в День Ашуры для них не являются обязательными.

Традиции

В День Ашура, а также в девятого и одиннадцатого числа месяца мухаррам желательно соблюдать пост и раздавать милостыню.

Согласно одному из хадисов, пост в День Ашура очищает мусульманина от грехов за предыдущий и последующий годы, а за крупицу подаяния (садака) в День Ашура Всевышний Аллах даст вознаграждение величиной в гору Ухуд.

Так что, в День Ашура раздают садака, радуют детей и близких, читают Коран и совершают другие богоугодные дела.

Пост соблюдается только до вечера, а с заходом солнца начинается праздничная трапеза. На стол обязательно ставят ашуре — подобие пудинга из нута, пшеницы, фасоли и сухофруктов.

Вообще в этот день нужно приготовить что-нибудь из гороха и сухофруктов, так как эти продукты символизируют изобилие.

Ашуре — главное блюдо первого месяца мусульманского года, в магазинах даже продаются специальные наборы для приготовления этого пудинга. А день Ашура его принято раздавать бедным.

Кроме традиционного ашуре, на стол подают блюда из фасоли, чечевицы и мяса. Для детей делают сладкие печенья — чареки — и готовят шербет.

Материал подготовлен на основе открытых источников .

Бисмилляхир-рахманир-рахим. АльхамдулиЛлахи раббиль-‘аламин. Уа-с-салату уа-с-саламу ‘аля расулина Мухаммад уа ‘ала алихи уа сахбихи аджмаин! Амма бад

По милости Всевышнего Аллаха, 31 августа (2019 г.) начинается новый год по Исламу, т.е. у нас наступает 1441 год по хиджре. Не навруз (22-23 марта) новый год у мусульман, и не 1 января, а именно первый день месяца «Мухаррам». Пусть он будет нам во благо.

Хиджра – это переселение Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) а также его сподвижников и их семей из Мекки в Медину. Это было важнейшим событием в жизни мусульман – и тех, и нынешних. В тот год была построена первая мечеть, было введено празднование пятничного дня, установлен порядок богослужений и пр. Мусульмане признали Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) своим правителем. Словом, был заложен фундамент исламской государственности, существующей и по сей день.

Хиджри-календарь

Хиджра произошла в 622 году по григорианскому летоисчислению. От того времени и начинается мусульманское летоисчисление, принятое с 639 г. Его ввёл (уже после ухода из жизни Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб (радиаЛлаху анху), в связи с необходимостью датирования событий и документов.

Имам Абу Нуайм (рахимахулЛах) пишет:

«…Умар (радиаЛлаху анху) приказал собрать людей, и некоторые предложили: установим отсчет календаря с того дня, когда Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) был послан, некоторые сказали — со времени переселения. Умар (радиаЛлаху анху) сказал: «Именно переселение разделило между истиной и ложью, начните с этого времени!» И было это в 17 году от Хиджры…» (См.: «Ат-Тарих»).

Выдающийся учёный Ибн Абидин аль-Ханафи (рахимахулЛах), в пятом томе своей книги фетв «Укуд-уд дурриййе» пишет:

«Летоисчисление у мусульман с веления Умара (радиаЛлаху анху). Первый день месяца Мухаррам единогласным согласием Асхаби-кирам был принят началом летоисчисления мусульманской эры (хиджры)».

Мусульманский календарь – лунный. Год в нём составляет 12 месяцев, т.е. 12 оборотов Луны вокруг Земли. Месяц начинается с рождения новой луны и длится 29-30 дней. Поэтому, по мусульманскому календарю, год короче, чем по солнечному, и составляет 354-355 дней.

Названия месяцев хиджри-календаря перешли из солнечно-лунного календаря, которым пользовались древние арабы.

Месяц Мухаррам

Поистине месяц Мухаррам – благодатный месяц, первый месяц года, один из запретных месяцев, о котором сказано в Коране:

إِنَّ عِدَّةَ الشُّهُورِ عِنْدَ اللَّهِ اثْنَا عَشَرَ شَهْرًا فِي كِتَابِ اللَّهِ يَوْمَ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ مِنْهَا أَرْبَعَةٌ حُرُمٌ ۚ ذَٰلِكَ الدِّينُ الْقَيِّمُ ۚ فَلَا تَظْلِمُوا فِيهِنَّ أَنْفُسَكُمْ

«Воистину, Аллах в тот день, когда сотворил небеса и землю, определил число месяцев – двенадцать, согласно Писанию Аллаха. Четыре месяца из них запретные, это – стойкая религия. Так не причиняйте же в эти месяцы вреда сами себе». (Сура «Покаяние», аят 36)

В хадисе сказано:

«Год состоит из 12 месяцев, из них четыре запретные, три приходят поочерёдно: Зуль-када, Зуль-хиджа и Мухаррам, а (четвёртый месяц) Раджаб находится между Джумаада и Шаабаном». (Аль-Бухари)

Каждый из нас должен помнить о том, что награда за хорошие дела в запретные месяцы увеличивается в разы. И наоборот, если кто-то в Мухарраме совершит плохой поступок, то грех будет приумножен, и он понесет огромный убыток, о чем и предупредил нас Всевышний:

فَلَا تَظْلِمُوا فِيهِنَّ أَنْفُسَكُمْ

«Так не причиняйте же в эти месяцы вреда сами себе». (Сура «Покаяние», аят 36)

Ибн Касир (рахимахуЛлах) пишет:

«Наказание и вознаграждение за поступки в эти месяцы возрастают. Притеснение в любые месяцы является большим грехом, но в эти четыре месяца наказание за него увеличивается. Всевышний возвеличивает, что пожелает. Всевышний возвеличил пророков, избрав для этого их, а не ангелов. Из всей человеческой речи Всевышний обособил поминание Его. Самими лучшими местами на земле являются мечети. Среди месяцев Всевышним избраны Рамадан и Мухаррам. Самым лучшим из дней перед Всевышним является пятница, из ночей – ночь Ляйлят уль-Кадр. Возвеличивайте то, что возвеличивает Всевышний». (Тафсир суры «ат-Тауба», 36 аят).

Пост в этом месяце

Также, не стоит забывать про пост в этом благословенном месяце. Наша мать Аиша (радиаЛлаху анха) передала следующий хадис:

«Воистину курайшиты постились в день Ашура во «времена невежества», затем посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) повелел соблюдать пост в этот день, до тех пор, пока Рамадан не стал обязательным, и тогда посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:

«Кто хочет пусть поститься, а кто хочет пусть оставит». (Аль-Бухари)

Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) также сказал:

«После поста в месяце Рамадан самым достойным является пост в месяце Аллаха – Мухарраме». (Муслим)

Муфтий Таки Усмани аль-Ханафи (хафизахуЛлах), комментируя данный хадис, пишет:

«Хотя пост в данный месяц является не обязательным, а добровольным, за него полагается щедрая награда от Аллаха. Приведенный выше хадис показывает, что пост в данный месяц приносит наибольшую награду по сравнению с другими добровольными постами. При этом хадис не говорит, что обещанную награду за пост в мухаррам можно получить, только если держать пост весь месяц. Каждый день поста этого месяца приносит награду. Поэтому нужно по максимуму использовать данную возможность ». (См.: «Исламские месяцы», стр. 8).

Также передается, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:

«За каждый день поста в этом месяце человек получает вознаграждение как за пост в течение 30 дней». (Табарани; ат-Таргыб, т.2, стр. 114).

Большинство ученых склоняется к тому, что пророк (салляллаху алейхи уа саллям) не постился в течение месяца за исключением Рамадана.

Данные хадисы всего лишь побуждают увеличить количество постящихся дней и учит относиться к Мухарраму более внимательно. Если кто-то будет поститься все 30 дней Мухаррама, то это сунна, и он удостоится награды.

Ханафитские учёные сошлись во мнении, что пост в запретном месяце является одобряемым делом. Доказательством их словам служит хадис от Муджиба аль-Бахилия. Смысл данного изречения в том, что один человек постоянно держа пост, довел себя до ужасного состояния. В отличии от Пророка (салляллаху алейхи уа саллям), который постился и отдыхал, он постился каждый день в течение всего года. И вот он подошел к Пророку (салляллаху алейхи уа саллям) и спросил:

«О посланник Аллаха, ты не узнаёшь меня?» (Пророк, салляллаху алейхи уа саллям) спросил: «А кто ты?» Он сказал: «Я - аль-Бахили, который приезжал к тебе год назад». Пророк, (салляллаху алейхи уа саллям) спросил: «Ты был красив, что же так изменило тебя?» Он сказал: «С тех пор, как я расстался с тобой, я ел только по ночам». (На это) посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям), сказал: «Ты сам себя мучил!» , - а затем он сказал: «Постись в месяце терпения и (соблюдай пост) один день в любой (иной) месяц». (Аль-Бахили) сказал: «Добавь мне, ибо, поистине, у меня (хватит) сил». Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Постись по два дня». (Аль-Бахили) сказал: «Добавь мне». Пророк (салляллаху алейхи уа саллям сказал): «Постись по три дня». (Аль-Бахили опять) сказал: «Добавь мне», - (и тогда Пророк салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Постись в священные (месяцы) и прекращай (поститься), постись в священные (месяцы) и прекращай (поститься)» , - сделав знак тремя пальцами, которые он (сначала) соединил между собой, а потом раздвинул. (Абу Дауд)

Пост в день Ашура

Десятый день месяца Мухаррама (9 сентября) называется «Яум Ашура» — днем Ашуры. Несколько тысяч лет назад именно в этот день Господь спас Своего пророка Мусу (алейхиссалам) и его последователей от рук фараона. Мусульманам, проживающим в Лучезарной Медине, приходилось часто встречаться и общаться с местными евреями. После переселения — Хиджры, пророк (салляллаху алейхи уа саллям) увидел иудеев соблюдающих пост. Он (салляллаху алейхи уа саллям) задал им вопрос о смысле поста.

Сообщается, что Ибн Аббас (радиаЛлаху анху) сказал:

«Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) прибыл в Медину, и увидел, что иудеи постятся в день Ашура. Он спросил их: «Что это?» Они ответили: «Это великий день! Именно в нем Аллах спас сынов Исраиля от их врага, и Муса (алейхиссалам) стал поститься в этот день». Тогда Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Я более близок к Мусе, чем вы!» Затем он постился и велел соблюдать этот пост». (Аль-Бухари)

В первые годы Ислама пост Ашура был обязательным, но потом это обязательство было отменено, о чем свидетельствуют слова сподвижника ибн Масгуда (радиаЛлаху анху):

«Когда (пост) Рамадана стал обязательным, пост дня Ашуры был оставлен (т.е. стал добровольным)». (Муслим)

Когда люди спросили ибн Аббаса (радиаЛлаху анху) о посте Ашура, то он ответил так:

«Мне неизвестно, чтобы посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) постился в какой-либо день из-за его превосходства над другими днями, кроме этого дня, или в какой-либо месяц из-за его превосходства над другими месяцами, кроме Рамадана». (Муслим)

Пост в день Ашура (9 сентября) послужит прощением для маленьких грехов совершенных в прошлом году. Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:

«За пост в день Ашура я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года». (Муслим)

Муфтий Таки Усмани аль-Ханафи (хафизахуЛлах) пишет:

«Согласно одному из хадисов, лучше, чтобы пост в день Ашура дополнялся постом в предыдущий или следующий за ним день. То есть нужно поститься два дня:

– либо 9-го и 10-го мухаррама,
– либо 10-го и 11-го мухаррама.

Причиной этому, как говорил пророк (салляллаху алейхи уа саллям), является то, что иудеи постились только в день Ашура, а пророк (салляллаху алейхи уа саллям) хотел отделить мусульманский способ поста от иудейского. Поэтому он посоветовал мусульманам добавить еще один день поста к посту в день Ашура». (См.: «Исламские месяцы», стр. 9)

С началом 1441 года по хиджре братья и сёстры. Пусть в этом году мы больше будем поклонятся Аллаху Свят Он и Велик, и это у нас будет принято. Аминь

А Аллах знает лучше

Подготовил: Хадис аль-Ханафи