Как по-православному провести воскресный день? Воскресный день, первый день недели или суббота? Основания православного почитания воскресного дня

Нет, я имею в виду не работников сферы обслуживания, больниц и прочих предприятий, где заведен сменный график. Сегодня воскресенье все чаще становится шестым или седьмым рабочим днем даже для обычных офисных сотрудников, которые, имея удаленный доступ к корпоративной почте или стопку распечатанных документов, по собственной воле предпочитают в спокойной домашней обстановке доделать то, что не успели завершить в трудовые будни. Кто-то подрабатывает или берет сверхурочные, а кто-то только в воскресенье может найти время для обдумывания серьезного нового проекта. Даже воскресное общение в социальных сетях как-то незаметно переходит в «работу в социальных сетях», и тут уж будни окончательно сливаются с выходными.

Словом, многовековая христианская традиция посвящать день седьмой отдыху и духовным практикам, прерванная у нас в 20–40-е годы ХХ века, а потом возвращенная в виде семидневной рабочей недели с выходным в воскресенье, как-то постепенно расшатывается.

Конечно, Россия никогда не походила ни на викторианскую Англию, где в воскресные дни нельзя было ни отправить письма, ни зайти в ресторан, ни на другие европейские страны, где магазины в «день солнца» стабильно закрывают на замок. Но и для россиян всех сословий, и для советских граждан выходной был днем, наполненным особым смыслом.

«Относимся мы к верующим или нет, этот день все равно не похож на остальные, – утверждает Жослин Бонне (Jocelyne Bonnet), этнолог и автор исследования на эту тему*. – Он занимает особенное место в европейском самосознании и культуре. Он помогает регулировать нашу общественную жизнь, но также и жизнь нашей души. Лишение себя еженедельного дня отдыха и покоя может вызвать сильный внутренний дисбаланс».

«Когда в семье возникают проблемы, мы знаем, что зачастую это связано с недостатком общения и времени, которое дети и родители проводят вместе. И мы сами спешим это время сократить? – удивляется психоаналитик Светлана Федорова. – Вспомните, этимология слова «воскресенье» предполагает, что в этот день нам дается возможность воскреснуть, вернуться к себе, обратиться к своей душе, понять и сделать то, что нам действительно хочется. Превращение воскресенья в еще один рабочий день – это шаг на пути культурного и социального регресса!»

Давайте же попытаемся вернуть воскресенью утраченный смысл и вновь научимся им наслаждаться.

Культивировать символы

«Воскресенье, в отличие от смены дней и времен года, – не природная данность, а достижение культуры», – объясняет Жослин Бонне. Изобретенная вавилонянами семидневная неделя имела вначале религиозные основания. Религия учит нас, что Бог создал небо, землю и море за шесть дней, а на седьмой день отдыхал. Так случилось, что евреи отвели для служения Богу и духовных забот субботу, в то время как мусульмане выбрали пятницу, а христиане – воскресенье. «Мифология воскресного отдыха – важная отличительная черта культуры всей христианской Европы», – отмечает этнолог. Этот день отдыха, в начале своей истории бывший одной из составляющих религии, а в эпоху промышленной революции ставший социальным завоеванием, мифологичен постольку, поскольку он – часть культурного наследия. И самосознания: «Работать пять-шесть дней означает быть человеком, – продолжает Жослин Бонне. – Работать семь дней – рабом. Нам стоило бы снова возродить культ воскресенья как дня несуетного, наполненного душеполезными делами, не отягощенного ни работой (насколько это возможно), ни потребительством!»

Воссоздать ритуалы

«Когда-то воскресенье было отмечено совершенно особенными общественными ритуалами: церковная служба, семейный обед, воскресная прогулка…» – напоминает социолог Жан-Клод Кауфман (Jean-Claude Kaufmann). «Даже для тела были свои ритуалы, – рассказывает Жослин Бонне. – Каждый приводил себя в порядок, надевал лучшие одежды, «воскресные». «Сегодня мы наблюдаем не исчезновение ритуалов, но, скорее, их специализацию, – добавляет Жан-Клод Кауфман. – Каждый из нас заводит свои порядки, и воскресенье одних не похоже на воскресенье других». Некоторые традиции сохраняются, как, например, воскресная прогулка: выбраться куда-нибудь на природу, за город, в лес или даже просто побродить по улицам… Другие меняются: воскресный обед стремится превратиться в пятничный или субботний ужин, церковную службу дополняют или заменяют поездки на выставку, в кино или театр. Наконец, некоторые воскресные ритуалы появились лишь недавно, как, например, бранч или воскресная пробежка. Или как поход в торговый центр – отметят ехидно настроенные читатели…

Так или иначе, есть нечто главное, что призвано выделить этот день среди шести остальных, а именно: воскресные занятия должны отличаться от всего того, что мы делаем в другие дни. Неважно, мастерим мы стулья, готовим что-то необычное или садимся за руль – в любом случае мы без стеснения предаемся занятиям, которые на это короткое и блаженное время вырывают нас из обыденной повседневности.

Освободить воскресенье

Вообще-то очень удачно сложилось, что воскресенье – это лишь часть уик-энда. Который начинается довольно бодро в субботу с выполнения неприятных накопившихся дел, продолжается более расслабленным воскресеньем и завершается грустью воскресного вечера. Поэтому, чтобы насладиться воскресеньем в полной мере, нужно освободить себя от покупок, уборки, френдленты и детских уроков – словом, от всего того, что не получилось сделать за неделю. Постарайтесь заполнить этими делами конец пятницы и субботу и максимально разгрузите свой выходной день. Иначе грусть воскресного вечера грозит посетить вас гораздо раньше…

Не требовать слишком многого

На самом же деле при том, что нам обычно удается немного позаниматься спортом с утра и прогуляться с детьми после обеда, отношениям в паре чаще всего уделяется недостаточно времени. «Ведь больше всего мы мечтаем в конце дня расслабиться, валяясь, например, перед телевизором, – замечает социолог. – А это мало совместимо с усилиями, которые порой необходимо предпринять партнерам в семейной паре, чтобы обрести второе дыхание». В результате воскресенье, в принципе предназначенное для совместных удовольствий, приносит разочарование, которое тем сильнее, чем меньше мы были к нему готовы. Между тем рецепт счастья выходного дня прост: пересмотрите свои задачи и умерьте амбиции, мы ведь не можем объять необъятное. И в то же время придумайте план, которому будет рада вся семья, – один-единственный, но придерживайтесь его неукоснительно!

Об этом

Книга этнолога Жослин Бонне (Jocelyne Bonnet) «Воскресенье в Европе» («Dimanche en Europe», Éditions du Signe, 2003). Панорама и эволюция социальных традиций по всей Европе, от Португалии до Польши. Забавная прогулка по рынкам и балам, отличающим этот непохожий на другие день.

день, в который христианская церковь со времен апостольских (Деян., XX, 7; I Кор., XVI, 2; Апок., I, 10) празднует воспоминание воскресения Христова (Марка, XVI, 1-6). День этот, следуя за субботой иудеев, был в их неделе первым днем, в который последовало воскресение Спасителя, что дало повод перенести празднование с субботы, дня покоя Божия по сотворении мира, на В. - день пересоздания его. В. иначе называется единой от суббот (Луки, XXIV, 1), первой субботой (Марка, XVI, 9) и днем недельным (Апок., I, 10). Некоторые из В. дней заключают в себе двойную торжественность, каковы В. Светлое, или Пасха, день Пятидесятницы, В. вербное - цветоносная неделя, Сборное В. - неделя православия. См. соответственные слова.

  • - день, в который христианская церковь со времен апостольских празднует воспоминание воскресения Христова...
  • - еженедельный иллюстрированный журнал для чтения в христианской семье - издается в Москве с 1887 года; издатель-редактор священник С. Я. Уваров...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - народная иллюстрация, издавался в СПб. с 1863 года еженедельно; изд. А. О. Бауман; редактор В. Р. Зотов. Целью издания было дать дешевый иллюстрированный журнал для небогатых среднего круга читателей...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - ...

    Словарь антонимов

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - ВОСКРЕСЕ́НЬЕ, -я, род. мн. -ний, ср. Седьмой день недели, общий день отдыха...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ВОСКРЕ́СНЫЙ, воскресная, воскресное. прил. к воскресенье. Воскресный день. || Совершаемый, происходящий, работающий в воскресенье, по воскресеньям. Воскресный отдых. Воскресный университет...

    Толковый словарь Ушакова

  • - воскре́сный прил. 1. соотн. с сущ. воскресенье, связанный с ним 2. Свойственный воскресенью, характерный для него. 3. Проводимый по воскресеньям, приуроченный к воскресенью. 4...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - воскр"...

    Русский орфографический словарь

  • - @font-face {font-family: "ChurchArial"; src: url;} span {font-size:17px;font-weight:normal !important; font-family: "ChurchArial",Arial,Serif;}   канон, содержащий прославление воскресения Христова...

    Словарь церковнославянского языка

  • - См. ВЕРНОЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - ...

    Формы слова

  • - прил., кол-во синонимов: 1 воскресно-вечерний...

    Словарь синонимов

  • - ...

    Словарь синонимов

"Воскресенье, воскресный день" в книгах

Глава 13 Один воскресный день из жизни весьма юной мадам

Из книги Исповедь юной мадам автора Ли Ma-Лин

ДЕНЬ НЕДЕЛЬНЫЙ, ВОСКРЕСНЫЙ

Из книги Кирилл и Мефодий автора Лощиц Юрий Михайлович

ДЕНЬ НЕДЕЛЬНЫЙ, ВОСКРЕСНЫЙ ВознагражденияНатрудились они.Сами струи морские, с напряжением втягиваясь из переполненного Понта в узкую горловину Босфорского пролива, подсказывали им напоследок, как они - сполна, а то и паче меры - натрудились.Но разве не трудятся в

Воскресный день в лесу, вино рекой, и женщины, и графы, и поэты, и художники, и шпионы…

Из книги С Лазурного Берега на Колыму. Русские художники-неоакадемики дома и в эмиграции автора Носик Борис Михайлович

Воскресный день в лесу, вино рекой, и женщины, и графы, и поэты, и художники, и шпионы… Начнем, конечно, с живописи и с друзей-живописцев. В 1925 году вполне процветающий (семь выставок за четыре года) парижский художник Василий Шухаев написал портрет их с Сашей Яковлевым

Воскресенье – проводы (Целовальник, Прощённый день, Прощёное воскресенье)

Из книги Славянские обряды, заговоры и ворожба автора Крючкова Ольга Евгеньевна

Воскресенье – проводы (Целовальник, Прощённый день, Прощёное воскресенье) Прощёное воскресенье являет собой кульминацию масленичной недели. В этот день происходит заговенье перед началом Великого поста. Все близкие люди просят друг у друга прощения за причиненные

3. Воскресный день в Чекерсе

автора Сейерс Майкл

3. Воскресный день в Чекерсе

Из книги Тайная война против Советской России автора Сейерс Майкл

3. Воскресный день в Чекерсе В 1922 г. в разоренных областях России свирепствовал голод и казалось, что близкое крушение советского строя неминуемо. Государственные деятели Европы, белоэмигранты и политическая оппозиция внутри Советской России деятельно заключали тайные

ГЛАВА 18. Узаконение - чтить день воскресный и пяток

Из книги Жизнь Константина автора Памфил Евсевий

ГЛАВА 18. Узаконение - чтить день воскресный и пяток Приличным для молитвы днем положил он почитать день истинно господний, первый, действительно воскресный и спасительный. Дьяконами и служителями Божьими назначив людей, украшавшихся непорочностью жизни и всякой

День воскресный

Из книги Три нью-йоркских осени автора Кублицкий Георгий Иванович

День воскресный Сегодня воскресенье.Не знаю, как начинается оно в пригородах. Мне знакомы лишь воскресенья на Манхэттене, куда жители пригородов стягиваются для праздничных развлечений и, так сказать, греховных удовольствий.Ранним воскресным утром центр Нью-Йорка

Воскресный день на Уэмбли

Из книги Уроки жизни автора Конан Дойль Артур

Воскресный день на Уэмбли «Таймс» 23 мая 1924 г.Сэр! Хотелось бы надеяться, что демократически избранное правительство позаботится о том, чтобы и малоимущие граждане получили возможность лицезреть замечательное представление на Уэмбли. Для многих, если не для большинства

Поучение 6-е. Святитель и чудотворец Николай (О необходимости праздновать воскресный день по свидетельству опыта жизни)

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Поучение 6-е. Святитель и чудотворец Николай (О необходимости праздновать воскресный день по свидетельству опыта жизни) I. В день святителя и чудотворца Николая, свято проводившего воскресные и праздничные дни и творившего во время их сугубые дела христианского

О царских сыновьях (Проповедь в воскресный день)

Из книги Проповедь под горой автора Сербский Николай Велимирович

О царских сыновьях (Проповедь в воскресный день) ...Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас... (Еф. 4:6) ...Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии... (Рим. 8:14) ...Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих... (Мф. 18:10) Все люди - сыновья царские,

Воскресный день

Из книги Дидахи, или учение Господа, переданное через апостолов автора Автор неизвестен

Воскресный день В день Господень собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши прежде грехи ваши, дабы чиста была ваша жертва. Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока они не примирятся, чтобы не осквернилась жертва ваша.

Беседа XVIII, говоренная в храме Св. Апостола Петра в воскресный день. Чтение Св. Евангелия: Ин.8:45–59

Из книги Творения автора Двоеслов Григорий

Беседа XVIII, говоренная в храме Св. Апостола Петра в воскресный день. Чтение Св. Евангелия: Ин.8:45–59 Во время оно, рече Иисус народу иудейскому и Первосвященникам: кто от вас обличает Мя о гресе; аще ли истину глаголю, почто вы не веруете Мне; иже есть от Бога, глаголов Божиих

МОЛИТВА КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПРЕПОДОБНОГО ИЕРОСХИМОНАХА НИЛА СОРСКОГО, ЧТОМАЯ В ДЕНЬ ВОСКРЕСНЫЙ

Из книги РЕДКИЕ МОЛИТВЫ о родных и близких, о мире в семье и успехе каждого дела автора Симон Преосвященный

МОЛИТВА КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПРЕПОДОБНОГО ИЕРОСХИМОНАХА НИЛА СОРСКОГО, ЧТОМАЯ В ДЕНЬ ВОСКРЕСНЫЙ О всемилостивая Дево Богородице, Мати щедрот и человеколюбия, прелюбезная надежде и упование мое!О Мати пресладкаго, перворожденнаго и всяку любовь превосходящаго

Молитва ко Пресвятой Богородице преподобного иеросхимонаха Нила Сорского, читаемая в день воскресный

Из книги 400 чудотворных молитв для исцеления души и тела, защиты от бед, помощи в несчастье и утешения в печали. Молитвы стена нерушимая автора Мудрова Анна Юрьевна

Молитва ко Пресвятой Богородице преподобного иеросхимонаха Нила Сорского, читаемая в день воскресный О всемилостивая Дево Богородице, Мати щедрот и человеколюбия, прелюбезная надежде и упование мое! О Мати пресладкаго, перворожденнаго и всяку любовь превосходящаго

На всем земном шаре, между всеми народами нет религии без общественного богослужения, соединенного с торжественными обрядами. Никто не исключает себя от участия в таком богопочитании.

А почему же между христианами, народом просвещенным, иногда является небрежность к богослужениям?

Отчего между христианами появляются такие, которые как будто стараются отличить себя от миллионов их братьев и сестер тем, чтобы не поступать так, как они поступают? Разве наша вера не так свята, не так благодетельна, как вера других народов? Разве наши храмы не способны возбудить возвышенных чувств?

Испытай сам себя, правильно ли ты думаешь, умны ли твои основания? Не от недостатка ли благочестивых чувств происходит, что святое и прекрасное тебе кажется пустым, мертвым, излишним? Не из тщеславия ли ты хочешь перед некоторыми людьми показаться умнее?

Ты говоришь: «Надо мной стали бы смеяться, когда бы я пошел в церковь, назвали бы лицемером».

Итак, тебя удерживает тщеславие от исполнения должности, которую ты обязан исполнить перед людьми. Пусть ты больше их учен, ты больше их знаешь, так что в церкви мало нового можешь узнать; но когда ты думаешь, что на тебя смотрят, тебя почитают, для чего же подаешь им дурной пример?..

Ты говоришь: «Да я и дома могу молиться в воскресный день так же, как и в церкви».

Да, это правда, можешь; но помолишься ли? Всегда ли ты расположен к этому? Не отвлекают ли тебя домашние дела?

Воскресный день - святой день для всех христиан.

Тысячи народов на тысячи языках славят в этот день Бога и молятся перед Его престолом, а только один ты стоишь, как истукан, как будто не принадлежишь к великой священной Фамилии.

Когда торжественный звон колоколов раздавался с колоколен церквей, не доходил ли иногда он и к твоему сердцу? Не казалось ли тебе часто, будто он говорит: «.Для чего ты исключаешь себя из общества христиан?» Когда твой взор, без мыслей блуждая по сумрачному своду храма, видел вдали купель, в которой ты еще младенцем был посвящен в христианство; когда ты видел место в храме, где ты первый раз приобщался Святых Христовых Тайн, когда ты видел то место, где тебя венчали, - неужели все это не сделало для тебя храм священнее?!

Если здесь ты ничего не почувствовал, то мое слово к тебе напрасно.

Установление празднования воскресного дня достойно всякого уважения. Магометанин считает святой пятницу, еврей - субботу, христианин каждое воскресение вспоминает Воскресение Христа - Спасителя мира.

Воскресный день - Господень, то есть день покоя всех христиан от занятий и работ. Плуг земледельца отдыхает, в мастерских тихо, школы закрыты. Каждое состояние, каждое звание стряхивает с себя будничный прах и одевает праздничную одежду. Как ни маловажны, на взгляд, эти наружные знаки уважения ко дню Господню, но, однако, сильно действуют на чувства человека. Он внутренне становится веселее, довольнее; а отдых от недельных трудов приводит его к Богу. Уничтожьте воскресение и общественное Богослужение - и вы в немногие годы доживете до одичания народов. Человек, угнетенный житейскими заботами или из корысти побуждаемый к работе, редко найдет минуту серьезно подумать о своем высоком назначении. Тогда справедливо поступать такой человек не будет. Будничные занятия развлекают чувство, а воскресенье снова его собирает. В этот день все безмолвствует и покоится, только двери храма стоят открыты. Человек хотя и не расположен к благочестивому размышлению, но в большом собрании христиан не вольно увлечется силой примера. Мы видим сотни и тысячи собравшихся вокруг нас людей, с которыми в одном месте живем и испытываем общую для родного края радость и печаль, счастье и несчастье; мы видим вокруг нас тех, которые рано или поздно проводят наш гроб до могилы, оплакивая нас.

Все мы тут стоим перед Богом как члены одного большого семейства. Здесь ничто нас не разделяет: высокий рядом с низким, бедный молится возле богатого. Здесь все мы дети вечного Отца.

Смотрите, древние христиане относились ко дню воскресному и другим праздничным дням, как ко дням, преимущественно определенным на служение Богу . Их благоговение соединялось с благоговением к храму как к месту особенного благодатного присутствия Божия на земле (Матф. 21, 13; 18, 20). И потому древние христиане праздники обычно проводили в храме Божием, в общественном Богослужении.

Однажды в воскресный день троадские христиане, в бытность у них апостола Павла , собрались по обыкновению для общественной молитвы . Апостол Павел предложил собранию поучение, которое продолжалось до полуночи. Зажжены были свечи, и апостол продолжал святую беседу.

Один юноша по имени Евтих, сидя на открытом окне и худо внимая Слову Божию, заснул и упал за окно с третьего этажа. Сонного подняли мертвым. Однако же благочестивое собрание не расстроилось. Павел, сошедши, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем. Взошедши же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел. Между тем отрока привели живаго, и немало утешились (Деян. 20, 7-12).

Самое гонение на исповедующих имя Христово не охлаждало усердия христиан к общественному Богослужению в дни праздничные.

В Месопотамии, в городе Эдессе, император Валент, зараженный арианской ересью, приказал запереть православные церкви, чтобы не совершалось в них богослужение. Христиане стали собираться за городом в полях для слушания Божественной Литургии. Когда узнал об этом Валент, то приказал предавать смерти всех христиан, которые вперед туда будут собираться. Начальник города Модест, которому дано было это повеление, из сострадания тайно известил об этом христиан православных, чтобы отклонить их от собраний и угрожающей смерти; но христиане своих собраний не отменили и в следующее воскресенье явились в большем числе для совокупной молитвы . Начальник, проходя через город для исполнения своей обязанности, увидел одну женщину, одетую опрятно, хотя и бедно, которая торопливо оставляла свой дом, не заботилась даже запереть дверей, и вела с собой младенца. Он догадался, что это православная христианка спешит на собрание, и остановясь, спросил ее:

Куда ты спешишь?

На собрание православных, - отвечала жена.

Но разве ты не знаешь, что всех, там собравшихся, предадут смерти?

Знаю, и потому спешу, чтобы не опоздать в получении мученического венца.

Но для чего же ведешь с собой младенца?

Для того, чтобы и он участвовал в том же блаженстве («Христианск. чтен.», ч. 48).

Богослужение общественное представляет нам первоначальное состояние всех смертных. Гордого оно склоняет к смирению, угнетенного - к бодрости. Только церковь и смерть уравнивают людей перед Богом.

Грешники только в храме могут найти покой; только здесь источаются животворные струи Святых Тайн, имеющие силу очищать совесть; здесь приносится жертва умилостивления, которая одна только может утолить правосудие.

Но если ни это зрелище молящихся не может возбудить в тебе благоговения, ни торжественное пение, то представь себе, что в этот же день и час, на дальнем краю земли, каждый христианин молится; представь себе, что вместе с тобой молятся бесчисленные народы; даже там, где по волнам далекого океана носится христианский корабль, над морской бездной раздается пение и прославление Бога. Как? И ты один в этот день можешь безмолвствовать! Ты один не хочешь принять участия в прославлении Создателя!

«В церквах происходит всенародное моление, но тогда как священник воздвигает руки и молится за предстоящих, тогда как он взывает к Богу о спасении души, многие ли участвуют в этих молитвах со вниманием и благоговением? Увы! Вместо того чтобы молитвы наши долженствовали возвратить нам красные дни покоя и низвести с неба мир на землю, еще продолжаются дни злополучия; времена смятения и губительства не прекращаются; война и зверство, по-видимому, навсегда водворились между людьми. Сетующая жена томится скорбью о неизвестной участи мужа; печальный отец напрасно ожидает возвращения сына; брат разлучен с братом...» (Избр. слова Массильона, т. 2, стр. 177.) Представь себе: на том месте, где ты стоишь в церкви, будут некогда стоять и молиться твои внуки, потомки твои, когда тебя и не будет здесь - они будут еще о тебе вспоминать!

Может быть, место, на котором ты стоишь теперь, не раз орошено будет слезой твоего семейства, вспоминающего о тебе. Можешь ли ты после этих воспоминаний быть равнодушным в храме Божием? Вспоминая все это, ты невольно увлечешься той высокой целью, к которой предназначено общественное богослужение.

Не говори больше: «Я и в уединенной комнате могу молиться Богу; зачем же мне еще в церковь идти?» - Нет, эти чувства, это воодушевление может тебе доставить только храм Божий. В храме с возвышенного амвона проповедуется Слово Божие. Убеждения и примеры проникают в твою душу. Пусть проповедь не всегда согласуется с твоими настоящими потребностями, пусть она не произвела в тебе назидания, которого ты желал; но зато она подействовала на других; она другим полезна. Отчего же ты этим недоволен? Разве возможно, чтобы всем прихожанам все это показалось важным и занимательным? Придет день, когда и твоей душе будет слово. Если проповедь не была тебе полезна, то ты сам принес пользу своим примером. Ты был в церкви, стало быть, не соблазнил никого.

Ко всем этим внутренним расположениям души, которых требует святыня храма, надо прибавить и благовидную внешность, простоту и приличие в одежде. К чему эти наряды пышные в доме молитвы и плача? Разве вы собираетесь в храм для того, чтобы отвлечь от Иисуса Христа взоры и умиление поклоняющихся Ему? Поругаться ли приходите святыне Тайн, тщась уловить и развратить сердца даже у подножия алтаря , на котором эти Тайны приносятся? Ужели хотите, чтобы никакое на земле место, даже самый храм - убежище веры и благочестия - не мог защитить невинности от стыдной и любострастной наготы вашей? Еще ли мало свет имеет для вас зрелищ, мало собраний веселых, где вы тщеславитесь быть камнем преткновения для ближних ваших? Надобно ли и в этом осквернять святыню храма своим бесчинием?

Ах! Если вы, вступая в чертоги царя, благоприличием и важностью одеяния являете почтение, которым обязаны величеству царского присутствия, Владыке ли неба и земли предстанете без страха, без благоприличия, без целомудрия? Вы смущаете верных, которые надеялись здесь найти мирное убежище от всех суетных предметов; нарушаете благоговение и служителей алтаря непристойностью убранств ваших, оскорбляя непорочность взоров, углубленных в небесная (избр. слова Массильона, т. 2, стр. 182).

Но не один час в церкви надо посвятить Богу, а весь день воскресный. День Господень есть день покоя. В этот день ты должен оставить все твои обыкновенные занятия; тело твое должно отдохнуть, а дух собраться с новыми силами. Отдохнув, ты бодрее и прилежнее снова примешься за работу. Дай отдохнуть и домашним твоим. Ты должен успокоиться от всего, исключая добрые дела. Всегда спеши на помощь туда, куда зовет тебя крайняя нужда ближнего твоего; благодеяние - самое прекрасное Богослужение.

Оставив свои недельные занятия, возьми божественную книгу и читай про себя назидательные рассказы, или пусть кто-нибудь вслух читает Священное Писание, а остальные внимательно слушают. Таким образом, воскресный день действительно будет днем Господним, то есть посвященным Господу. Эти благочестивые беседы тебя развеселят. Ты сделаешься лучшим человеком, больше найдешь утешения в день несчастия, благоразумнее будешь поступать в часы веселые, и о Боге всегда будешь вспоминать с большей радостью.

Но это, однако же, не значит, чтобы ты в воскресенье постоянно занимался благочестивыми размышлениями, оставив все наслаждения и увеселения. Нет, человек имеет известную меру сил. Иди и веселись, но только тогда беги увеселений, когда они превращаются в буйство, дают повод к ссорам, ведут к греху и соблазну.

А вот тебе и примеры из Священного Предания, как Бог наказывает тех людей, которые не почитают праздничные дни.

Некоторая бедная женщина в праздник святителя и чудотворца Николая, глубоко почитаемого всеми православными, во время обедни работала в своей хижине, когда все добрые христиане молились в церкви. За то и постигло ее наказание Божие. Во время ее занятий вдруг являются к ней святые страстотерпцы Борис и Глеб и грозно говорят: «Зачем работаешь в праздник святителя Николая! Разве не знаешь, как гневается Господь на тех, которые не чтут святых угодников Его?»

Жена обмерла от страха, и через некоторое время, придя в чувство, увидела себя лежащей среди внезапно распавшейся хижины. Таким образом, бедность ее увеличилась бездомностью и тяжкой болезнью, которая продолжалась целый месяц. Но этим не ограничилось еще ее наказание. Во время болезни высохла ее рука, которая три года была неисцелима и не давала ей приняться за работу. Молва о чудесах, совершающихся при мощах святых Бориса и Глеба , воодушевила ее надеждой на исцеление; твердо решив не работать в праздники, она пошла к чудотворным мощам и получила исцеление (Чет. Мин., 2 мая).

В близком соседстве жили двое портных, хорошо знакомых друг с другом. Один из них имел большое семейство: жену, детей, престарелого отца и мать; но был благочестив, ходил ежедневно к божественной службе, веруя, что после усердной молитвы всякая работа пойдет успешнее. В праздник он никогда не принимался за работу. И действительно, труды его всегда были вознаграждаемы, и хотя он не славился искусством в своем ремесле, жил не только достаточно, но имел еще избыток.

Между тем, другой портной не имел семейства, был очень искусен в своем деле, трудился гораздо более своего соседа, сидел за работой и в воскресенье, и в другие праздничные дни, и в часы праздничного богослужения сидел за своим шитьем, так что про церковь Божию у него и помину не было; однако же усиленные труды его не были успешны и едва-едва доставляли ему насущный хлеб. Однажды, побуждаемый завистью, этот портной говорит своему благочестивому соседу: «Как это ты обогатился от своих трудов, тогда как и трудишься меньше, и семейство имеешь больше, чем я. Для меня это непонятно и даже подозрительно!..» Добрый сосед знал о неблагочестии своего соседа и, жалея его, решился воспользоваться настоящим случаем для его вразумления.

Говоря о благочестивом провождении дней праздничных, нельзя не заметить о времяпрепровождении вообще. Молитва, как и все добрые дела, не есть исключительная принадлежность дня воскресного и праздничного. Вся жизнь наша должна сопровождаться молитвой и добрыми делами. Не будем затрудняться мнимой несовместимостью дел благочестия и молитвы с мирскими занятиями по долгу; можно возноситься молитвенно к Богу среди самых забот о средствах к жизни временной.

Блаженный Иероним о современных ему вифлеемских земледельцах говорит следующее: «В Вифлееме кроме псалмопении царствует безмолвие; куда ни обратишься, слышишь, как оратай поет за плугом аллилуйя, как обливающийся потом жнец занимается псалмопением, и виноградарь, обрезая виноград кривым ножом, поет что-нибудь из Давида». (Памят. хр. древн., ч. 2, стр. 54.) Умилительная картина! Так бы следовало и нам проводить время среди обыденных наших занятий! И почему не петь Богу во всякое время, на всяком месте, если не голосом, то умом и сердцем!

«Всякое место и всякое время, - говорит святой Иоанн Златоуст , - удобно для нас к молитве. Если сердце твое свободно от нечистых страстей, то где бы ты ни был: на торжище ли, в пути ли, в суде, на море, в гостинице или в мастерской - везде можно молиться Богу». (Беседа 30 на кн. Бытия.)

Однажды пришли к некоторому святому старцу соседние пустынножители за словом назидания. Но эти пустынники, подобно многим из нас, не понимали, как можно совместить заповеданную апостолом непрестанную молитву с делами житейскими. Святой старец вразумил их в этом следующим образом. После взаимного приветствия святой старец спрашивает у посетителей:

Как вы проводите свое время? Какие ваши занятия?

Мы ничего не делаем, не занимаемся никакой ручной работой, а по заповеди апостола непрестанно молимся.

Как же это? Неужели вы и брашна не вкушаете, и сном не подкрепляете сил своих? А как же вы молитесь, когда вкушаете пищу или спите? - спросил старец пришельцев.

Но они не знали, что отвечать на это, а сознаться, что, следовательно, они не беспрестанно молятся, им не хотелось. Тогда старец сказал им:

А ведь непрестанно молиться очень просто. Апостол не напрасно сказал свое слово. И я, по слову апостола, непрестанно молюсь, занимаясь рукоделием. Например, плетя из камыша корзины, я читаю вслух и про себя:

Помилуй мя, Боже - весь псалом, читаю и другие молитвы. Так, проводя весь день в трудах и молитве, я успеваю заработать немного денег и половину из них отдаю нищим, а другую употребляю на свои нужды. Когда же тело мое требует подкрепления пищей или сном, в это время недостаток моей молитвы восполняют молитвы тех, которым я подал милостыню от трудов моих. Таким-то образом с помощью Божией я молюсь, по слову апостола, непрестанно.

(«Достопам. сказания о подвижн. св. отцов», 134).

Святитель Тихон, епископ Воронежский, о молитве говорит: «Молитва не в том только состоит, чтобы стоять и кланяться телом перед Богом и молитвы написанные читать; но возможно и без того на всякое время и на всяком месте умом и духом молиться. Можешь ходя, сидя, лежа, едучи путем, сидя за столом, дело делая, в народе и уединении возносить к Богу и ум, и сердце, и так от Него просить милости и помощи. Бог есть везде и на всяком месте, и всегда двери к Нему открыты, и приступ к Нему удобен, не так, как к человеку, и везде, всегда по Своему человеколюбию готов Он нас слушать и нам помогать. Везде и всегда, и во всякое время, и во всякой нужде и случае можем к Нему с верой и молитвой нашей приступать, можем везде умом говорить Ему: «Господи, помилуй, Господи, помоги!» («Наставл. о должн. христианина», стр. 20.)

Молитвенное время воскресное, по уставу нашей Святой Церкви, начинается не утром дня недельного (то есть в воскресенье), как думают у нас, а с вечера субботы. Прежде солнечного захождения дня субботнего, говорит церковный устав на первой строке своей, бывает благовест к вечерне. Эта вечерня относится не к субботе, а к воскресенью. Поэтому и воскресное чтение, или, по крайней мере, воскресные мысли и чувства должны начинаться у христианина прежде захода солнца в день субботний. У нас, православных, великое множество святых храмов в городах и селах; они высокие и благолепные, возвышаются, как рай земной для людей благочестивых и как Страшный суд для нечестивых.

Ты каждую субботу слышишь, да и не можешь не слышать благовеста к вечерне воскресной. Но подумал ли ты хотя б однажды, что этот вечерний звон колокола в субботу возвещает тебе и всем христианам конец твоей шестидневной суеты и начало памяти и мыслей об истине весьма важной, весьма глубокой - о воскресении?

Знаю, что звон вечернего колокола в городах многолюдных раздается часто как в пустынях безлюдных. Поэтому я напоминаю тебе и говорю: голос колокола храмового есть неумолимый обличитель твоей жизни, если ты и слышишь его, да не слушаешь; если по воплю его в субботу не принимаешься за дело, приличное дню и помышлению воскресному.

По еже зайти солнцу мало, - говорится во 2-й главе церковного устава, - начинается другой благовест ко всенощному бдению и утрени воскресной.

Спрошу тебя: «Чем ты занимаешься во время этого второго благовеста? Может быть, сидишь за карточным столом, или рыскаешь по чужим домам, а то читаешь афишу завтрашнего представления? Потерялись вы своими головами, прегордая молодежь нынешнего века! Глаголющеся быти мудры объюродеша».

Спроси хоть у церковного звонаря, что надо делать во время благовеста к воскресной всенощной. Он тебе скажет: «Когда я медленно ударяю в большой колокол, то тихо пою непорочны или 50-й псалом двадцать раз.

Непорочным у нас называется богомудрый и великий 118-й псалом. Он начинается словами: «Блажени непорочнии в путь, ходящий в законе Господни», а оканчивается стихом: «Заблудих яко овна погибшее». Не шути, этот псалом будут петь или читать и при погребении твоем; но какая польза тебе, если ты при жизни своей не будешь внимать ему и мыслию, и делом, если впустую проведешь весь твой век!

Псалом 50-й - это самое слезное покаяние Давида. Почему ты не читаешь этого покаяния? Может быть, ты умнее Давида-царя, праведнее его, потому и не хочешь его молитвой очищать свои еженедельные и ежедневные грехи? У нас вошло в обычай считать себя умнее всех времен и народов; но это - одна гордость наша; этим мы только показываем, что истинного ума у нас не было, да и теперь нет.

Слушай дальше. Наше богослужение всенощное, часы, литургия открывают для благочестивого размышления христианина ряд глубочайших истин, а для благочестивого чтения множество писаний. Начиная с сотворения мира, богослужение проводит христианина через все бывшие и будущие века, всюду поведает ему великие дела и судьбы Божий, останавливается только у дверей вечности и говорит тебе, что там тебя ожидает. Ты не пойдешь за мной через весь ряд божественных истин - по лености; поэтому и укажу тебе только общее и главное, на что ты должен обращать внимание по воскресным дням.

В состав воскресной службы прежде всего входит Слово Божие - это псалмы, иногда паремии, Евангелие и апостолы. Читаешь ли ты когда святую Библию ?

По крайней мере, читаешь ли ты места из нее, которые назначены Церковью для воскресных дней?

Читай! Это не твоя газета, не аФиша театральная - это слово твоего Бога - или Спасителя , или Судьи грозного.

Читай. Я не боюсь твоих возражений, что это старое. Если бы ты был умнее, то удовольствовался бы одним словом: старое, полезное и святое, лучше нового, бесполезного и ветреного. Но я спрошу тебя по совести: что ты знаешь из старого?.. Если ничего не знаешь или очень мало, то зачем судить о нем? Ты скажешь: «Много придется читать». Нет, дневной урок для того или другого воскресенья, назначенный Церковью из Библии и из творений святых отцов, очень невелик, его и на час не хватит.

В состав воскресного богослужения входят песнопения и молитвы новозаветные, как то: стихиры, каноны и проч. Если ты дома их не читаешь, слушаешь ли их хоть в храме Божием? Слушай и размышляй. Вот чему они тебя научают:

1) Смерть и воскресение Спасителя нашего есть смерть и воскресение твое собственное, в этой жизни - духовное, в будущей - телесное, судьба всего рода человеческого и всего мира, рай и ад, суд и вечность. Читаешь ли ты благочестивые сочинения об этих и подобных им предметах? Читай, Бога ради читай, потому что ты должен умереть, и непременно воскреснешь. Зачем ты живешь только нынешним днем? Если ты умен, то скажи мне: как называется то животное, которое не помышляет, не хочет или не умеет помышлять о своем будущем?

2) Иногда по воскресным дням случаются праздники Господские и Богородичные. Каждый праздник есть особая книга о том или ином великом деле Божием, раскрытая и поясненная во многих святых и богомудрых писаниях. Читаешь ли такие писания? Читай; иначе для души твоей нет светлых праздников в христианском мире.

3) Случаются праздники и памяти святых угодников Божиих. А много ли ты знаешь священных историй? Я думаю, какие знал, и те позабыл. Прочитывай, по крайней мере, жития тех святых, память которых приходится по воскресным дням; даже этим способом ты собрал бы множество благочестивых сведений, и поверь мне, сделался бы степеннее и добрее. Хоть ради воскресных дней, бросай на время свои светские книги и повести, за которыми ты проводишь ночи без сна, и возьмись за Пролог или Четьи-Минеи.

Так вот тебе, христианин, воскресное чтение. Я сказал и указал на многое. Хочешь, слушай и исполняй, не хочешь - твое дело. Но ты погиб, если ничего не станешь исполнять, а что я говорю тебе так отважно, не прогневайся.

Мученик Иустин оставил нам драгоценный памятник того, как первенствующие христиане проводили воскресный день. Вот его слова: «В день, посвященный язычниками солнцу, а нами называемый днем Господним, все мы в городах и деревнях собираемся в одно место, читаем из писаний пророческих и апостольских столько, сколько позволяет время, назначенное для Богослужения; по окончании чтения предстоятель предлагает поучение, содержание которого берется из прочитанного перед сим; потом все поднимаемся на своих местах и вместе творим молитвы не только о самих себе, но и о других, кто бы они ни были, и заключаем молитвы братским приветствием и лобызанием друг друга.

После сего предстоятель берет хлеб, вино и воду и, воздав хвалу Отцу и Сыну и Святому Духу, благодарит Бога за сии дары, которыми Он нас ущедрил, и весь народ возглашает: «Аминь». Потом освященные хлеб, вино и воду диаконы разделяют между присутствующими верными и относят их к отсутствующим. Мы принимаем эти дары, - говорит мученик далее, - не как обыкновенную пищу и питье, но как истинное тело и кровь Господа нашего Иисуса Христа . По окончании сей священной трапезы богатые выделяют от избытков своих милостыню, и предстоятель раздает оную вдовицам, больным, заключенным, странным и вообще всем бедным братиям» («Воскреси, чтен.», 1838 г., стр. 266).

Никогда я не хочу оскорбить Бога в день Господень; никогда не хочу в тот день осквернить себя дурным поведением. Я должен прославлять Господа не одними только устами, но и делом, и волей. А особенно такие великие праздники, как Рождество Христово, Пасха , святая Троица, должны быть посвящены служению Господу с полным благоговением и проводимы в христианском благочестии.

Твой Святой Дух, о Боже, да проникнет в мое сердце, когда я стою в храме! Где отраднее может быть для нас, как не там, при Тебе? Где я живее чувствую и Твое величие, и наше ничтожество, как не там, где богатый и нищий возле меня молятся, преклоняясь перед Тобой? Где, кроме храма Твоего, мне все может напоминать, что мы только смертные дети Отца Небесного? Пусть будет святилищем для меня то место, где предки Тебе поклонялись и где будут к Тебе обращаться и мои потомки!

В храме голос благодати поражает слух мой отовсюду. Я слышу, Иисусе, слова Твои, и мое сердце безмолвно к Тебе возносится. Там Ты бываешь моим Наставником и Утешителем; там я, искупленный Тобой, вполне могу возвеселиться Твоей любовью; там я научаюсь быть Тебе преданным (свящ. Н. Успенский).

Без учета серии 50 Альбом Атласы чудес Библиотека мифов и сказок Библиотека философии и политики Большая коллекция Большая коллекция. Герои истории Большая_коллекция. Изобразительное искусство Большая коллекция. История мира Большая коллекция. История России Большая коллекция русских художников Большая художественная галерея Великие полотна Военный костюм Грани русской цивилизации Декорации интерьеров Живописная Россия Знаменитые художники мира Золотой фонд Иллюстрированная энциклопедия Историческая библиотека История живописи История и шедевры История искусств История костюма История мировой живописи История русской живописи Классика мирового искусства Книга героев Книжная классика Костюмы народов мира Красота природы Культура и традиции Культура и традиции. Декор и орнамент Культура и традиции. Архитектура Культура и традиции. Животные Культура и традиции. Растения Курс женских рукоделий Легендарная Русь Мастера живописи. Зарубежные художники Мастера живописи. Русские художники Мастера живописи. Эпохи. Стили. Направления Мировая классическая библиотека Мировое путешествие Музеи мира Мы русские Обо всем на свете Образ России Памятники мировой культуры Православие Русская классическая библиотека Русская книга Русская семья. Книги для детей Русская традиция Русские памятники Русский исторический роман Самые знаменитые Святоотеческое наследие Храмы России Христианское знание Шедевры живописи Шедевры иллюстрации Энциклопедии и словари Энциклопедия мирового искусства Энциклопедия русской жизни Большая коллекция. Архитектура Большая историческая библиотека Мастера живописи. Золотой фонд Памятники культуры Галерея русской живописи -Русская сказка -Великие мастера -Русская история в картинах -Шедевры от А до Я Детский альбом Занимательные науки Исторический роман История для детей История России -Герои русской истории -Русские победы -Древняя Русь -Цари и императоры -Записки путешественника -Москвоведение -Православная культура -Русский быт -Русская словесность -История XX века -Изобразительное искусство Коллекция сказок Мифы Мой первый учебник Моя первая книга -Занимательные науки -Детский фольклор Приключения и фантастика Рассказы по истории Русская история Русская поэзия Русская школа Сказки о художниках Сказочная кладовая Читаем после букваря Читаем сами Энциклопедия живописи для детей Энциклопедия малыша Энциклопедия тайн и загадок Вселенной Русская сказка в иллюстрациях И.Я. Билибина Русские сказки в иллюстрациях Сказки и басни . Кому достанется приз читательских симпатий — определяете вы: оставляйте комментарии в конце статьи. Присылайте нам и свои рассказы

Воскресенье. Утро. Через несколько минут прихожане соберутся на молебен с акафистом перед Литургией. Участвовать в чтении и пении могут все желающие, всего 5 лет назад и я начинала свое воцерковление именно с таких акафистов…

…Тоненькая книжечка, с надписью «Акафист Всем Святым» дрожит в руках, Наталья Борисовна, староста храма и «старшая по акафистам», оглядывается в поисках чтецов. Книжка в руках – сигнал готовности к чтению, и я не остаюсь незамеченной. Ободряющая улыбка: «Будете читать?» Ком в горле, поначалу голос мне изменяет, но потихоньку крепнет. Когда я заканчиваю, вижу приветливые лица рядом – меня приняли…

После акафиста – Часы перед Литургией. Храм заполняется, так приятно увидеть всех снова, как и каждые выходные! Подаются записки, покупаются свечи, все расходятся на привычные места… Батюшка Алексий совершает каждение и поздравляет всех с праздником…

…Первый раз я увидела батюшку Алексия по телевизору – местная телекомпания показывала сюжет о посещении настоятелем Покровской церкви села Хомутово Щелковского детского дома. «Вот к такому батюшке я смогла бы пойти на исповедь…» — эта мысль засела во мне и послужила началом моего возвращения в храм, после того, как перестав посещать воскресную школу, я стала бояться показываться в окрестностях храма.

«Благословенно Царство…» — начинается Литургия.

Постепенно у храма собираются многочисленные родители с детьми. Дети постарше сразу идут на службу, малыши – на детскую площадку на территории храма. Мамы и папы совсем маленьких обычно посещают службу по очереди, чтобы иметь возможность спокойно помолиться. Песочница, качели, лесенки-лазилки – какая радость для малышей! А ведь все это появилось не так давно, количество детей на приходе, слава Богу, растет с каждым годом.

Через ворота на территорию робко заглядывают записавшиеся на крещение. Мамы качают младенцев, будущие крестные, румяные и веселые, спрашивают, где находится сторожка, стоя прямо перед ее дверью. Владельцы видеокамер и фотоаппаратов, в ожидании главного события, запечатлевают красоты храма и многочисленные цветочные клумбы в ограде, заботливо возделываемые прихожанками. Чаще всего храм для приходящих креститься или крестить детей – что-то далекое, таинственное и загадочное… Скоро к ним подойдет наша Лена, проводящая огласительные беседы перед крещением, все объяснит и ответит на все вопросы. Помимо этого послушания Лена занимается еще и библиотекой при храме, книги в которой может взять почитать любой желающий. А еще она, как и многие, помогает убираться в храме.

Вспоминаю, как я первый раз решилась предложить свою помощь в храме – осталась после службы. Валентина, молодая женщина за ящиком, немного удивилась, приветливо улыбнулась, и пошла учить меня гасить лампадки. Помню, как батюшка, проходя мимо, задержал на мне ненадолго взгляд – кто-то новенький появился… А потом, со слезами на глазах, я рассказывала своим подругам в училище, как хочу стать членом этой семьи – убираться, мыть полы, все, что угодно – только бы быть Там…

Помню, что первым человеком, приветствовавшим меня в храме на ночной Пасхальной службе радостным возгласом «Христос воскресе!» была Ирина, под руководством которой мы с подругой в Великую Субботу следили за свечами и мыли полы…

…Вот прошла из сторожки в храм Аннушка – старенькая алтарница. Кажется, она совсем уже плохо слышит и видит, но никогда не пройдет мимо знакомых лиц без легкого поклона и удивительно доброй и радостной улыбки. Алтарниц у нас двое – есть еще Антонина – ревнительница благоговейного отношения к храму и службе, простая и добрая, но не дающая спуску мальчишкам-алтарникам в случае нерадивости.

Пора и нам в храм. Входишь и сразу слышишь стройное клиросное пение. Сегодня, в воскресный день, хор в полном составе. Регент Люба совсем еще молодая, но очень строгая – попробуй взять не ту ноту! Но по воскресениям такого не бывает – на клиросе прихожане с самыми лучшими вокальными данными, и самые опытные. Среди них, если приглядеться, можно заметить нашу самую старшую и уважаемую певчую – Зинаиду Григорьевну. Именно она, матушка Зинаида, когда-то взяла меня за руку и привела на клирос, даже не представляя себе, как это много для меня тогда значило, да и навсегда это событие стало для меня в жизни значимым… Скромная и незаметная на праздничных службах, матушка Зинаида, всю свою жизнь посвятившая храму, просто незаменима на будничных службах, когда певчих очень мало, не редко и одной приходилось помогать батюшкам пропеть и вычитать длящуюся несколько часов службу…

За ящиком – Елизавета, Валентина, Людмила Андреевна – казначей храма. Всегда улыбнутся, ответят на неиссякаемые вопросы тех, кто только ищет дорогу к храму, кто зашел «случайно», из любопытства, посоветуют книгу, расскажут о иконах, подскажут, когда удобнее подойти с вопросом к батюшке. Ну а мамочкам с детишками всегда добавят лишнюю просфору – после Причастия никакие сладости не сравнятся со свежей просфоркой!

В Никольском приделе – исповедь. Сейчас исповедует батюшка Василий. Удивительный батюшка! Недавно всем приходом отпраздновали его юбилей – 70-летие. Несмотря на все немощи, отец Василий не оставляет службу в храме. Он исповедует, сослужит, служит панихиду – очень много значит его служение, прихожане его любят и ценят. Рядом с ним всегда его правая рука – матушка Тамара – добрая, приветливая, любимица всех малышей на приходе.

Есть у нас еще один батюшка – отец Александр. Такого веселого батюшку не часто встретишь – каждый вспомнит какую-нибудь его добрую шутку, веселое замечание, выводящее из уныния. Мимо детей о.Александр никогда не пройдет просто так – благословит, погладит по головке, расспросит как дела, не обижает ли кто? Многие замечали, что особенно неравнодушен он к мальчикам – у батюшки четыре дочери и две внучки, о которых он никогда не устает рассказывать.

Нельзя не вспомнить и матушку Евгению – супругу нашего настоятеля, маму четверых детей. Она всегда в курсе всех дел на приходе, всегда поддержит в трудную минуту, помолится, найдет кого-то, кто может помочь в затруднительной ситуации. Молодым мамам посоветует, как справляться с маленькими детьми, не забывать храм и не оставлять молитву ни при каких обстоятельствах.

«Со страхом Божиим и верою приступите…» — вот и Причастие. Множество молодых мамочек и папочек с младенцами на руках потянулись в сторону батюшки, держащего в руках Чашу и читающего молитву. Перед о.Алексием множество ребятишек в пестрых праздничных одежках и платочках, чуть поодаль – дети постарше, чинно сложившие руки на груди… Слава Богу, что их так много! Дай, Господи, чтобы они через всю жизнь свою прошли с верой и упованием на помощь Божию…

После Причастия малышей уносят покормить и уложить спать в коляски, многие остаются до конца службы. Взрослые прихожане подтягиваются поближе к батюшке, чтобы послушать проповедь. Но, благодаря заботам наших умельцев, Григория и Сергея, протянувших проводочки с микрофонами к алтарю, проповедь очень отчетливо слышна не только рядом с батюшкой, но и в любом уголке храма.

Подходим ко Кресту. Батюшка приветствует каждого, спрашивает, как здоровье, наладились ли дела, приглашает на трапезу.

В притворе многие задерживаются у стендов. Здесь всегда можно узнать новости прихода, прочитать объявления о предстоящих Крестных ходах, приходских праздниках, почитать статьи прихожан с нашего сайта, посмотреть фоторепортажи с уже прошедших общеприходских мероприятий и праздничных концертов, полюбоваться рисунками юных учащихся воскресной школы, и узнать многое другое. Взрослые приглашаются на беседы о православии с батюшкой, проходящие по средам в детском клубе в городке Щелково-7.

Молодежь под руководством молодого офицера Владимира договаривается об очередном пешем или велосипедном походе – ведь лето на дворе, самое время отдохнуть на природе.

Примерно раз в месяц в притворе, а в летние солнечные дни и на выходе из храма, проводится раздача одежды и обуви для нуждающихся. Наталья Николаевна, несущая здесь послушание, рассказывает, что такие раздачи помогают многим. Ну а мамы на приходе в любое время не перестают обмениваться детской одеждой и вещами, которые младенцы, как правило, не успевают изнашивать.

В дни престольных праздников на выходе из храма всех ожидает праздничная трапеза – специально вынесенные столы уставлены блюдами с печеньем и конфетами, всех угощают душистым чаем – весь воздух вокруг пронизан атмосферой праздника… Мы общаемся, радуемся, делимся новостями и впечатлениями, планируем будущие встречи.

После службы многие остаются в храме помочь, после трапезы и отдыха начинаются занятия в воскресной школе. Для старших Александр Георгиевич, бывший военный, проводит секцию рукопашного боя.

Мы с детьми идем домой – они еще маловаты для воскресной школы, да и послушание у мужа в храме скорее «домашнее» – Борис, и еще один наш прихожанин, и просто друг, Сергей, по благословению батюшки занимаются сайтом нашего храма. Они пишут новые статьи, делают фоторепортажи, регулярно обновляют расписание Богослужений, ищут интересные материалы.

Последний взгляд на храм, крестное знамение, поклон… Мы идем домой, но душой не уходим отсюда никогда. Это наш второй, а точнее – первый дом, здесь наши друзья, наша семья, которая постоянно растет и меняется, готовая всегда принять того, кому тяжело и одиноко, готовая помочь и поддержать. Наша семья – это наш приход.

Ольга Ушкевич