День народного единства или день согласия и примирения. День народного единства или день согласия и примирения Повод для создания нового праздника в России

Праздник был учрежден Федеральным Законом "О внесении в статью 1 Федерального закона "О днях воинской славы (победных днях) России", подписанным в декабре 2004 года президентом России Владимиром Путиным.

День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Смутное время - период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых, - было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну.
Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение "пресветлого московского царства". Власть в Москве узурпировала "семибоярщина" во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.
В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. "Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!" - писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.
В сентябре 1611 года "торговый человек", нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь: "Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов - дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело".
По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения "третью деньгу". Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор "пятой деньги": каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям.
По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал "выборным человеком всею землею". Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.
огромное по тому времени войско - более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество "даточных людей" из крестьян.

Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов , входивших в состав русской державы.

С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.
Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.

В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители всех сословий страны - дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов, избрал новым царем Михаила Романова (сына митрополита Филарета), первого русского царя из династии Романовых. Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.

Уверенность, что благодаря именно иконе Казанской Божией Матери была одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор. С тех пор Казанскую икону начали почитать не только как покровительницу дома Романовых, но по указу царя Алексея Михайловича, правящего в 1645-1676 годах, было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.
Таким образом, День народного единства по сути совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.
В День народного единства в разных городах нашей страны политические партии и общественные движения организуют митинги, шествия и концерты, благотворительные акции и спортивные мероприятия.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Праздник был учрежден в декабре 2004 года по инициативе Межрелигиозного совета России, состоящего из лидеров традиционных конфессий страны, как общенациональный праздник, объединяющий все народы России.

Впервые этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года, однако его история начинается намного раньше — несколько веков назад.

История

Дата праздника была выбрана не случайно — исторически День народного единства связан с далекими событиями начала XVII века, когда в 1612 году Москва наконец-то была освобождена от польских интервентов.

На рубеже XVI-XVII веков в России произошла вереница трагических обстоятельств, и эта эпоха вошла в историю под названием Смутное время. Историки считают, что непосредственной причиной Смуты стало прекращение династии Рюриковичей. Положение осложнилось также крайне неблагоприятной внутриэкономической ситуацией и иностранным вторжением.

По призыву Святейшего патриарха Гермогена, погибшего от рук поляков за свою верность Православию и причисленному к лику святых, русский народ встал на защиту родины.

Первое ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось.

Затем в сентябре 1611 в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин обратился к людям с призывом собрать средства и создать ополчение для освобождения страны. Население города было обложено особым сбором для организации ополчения. По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен новгородский князь Дмитрий Пожарский.

© photo: Sputnik / Сергей Пятаков

Памятник Минину и Пожарскому в Москве

Из Новгорода в другие города рассылались грамоты с призывом к сбору ополчения. В нем, кроме посадских людей и крестьян, собрались также мелкие и средние дворяне. Основные силы ополчения сформировались в городах и уездах Поволжья.

Программа народного ополчения заключалась в освобождении Москвы от интервентов, отказе от признания на русском престоле государей иноземного происхождения (к чему стремилась боярская знать, пригласившая на царство польского королевича Владислава), а также создание нового правительства.

Под знамена Минина и Пожарского собралось для того времени огромное войско, которое в марте 1612 выступило из Нижнего Новгорода и направилось к Ярославлю, где был создан временный "Совет всей Земли" — правительственный орган, в котором главную роль играли посадские люди и представители мелкого служилого дворянства.

Во всенародном ополчении, для освобождения Русской земли от иноземных захватчиков, участвовали представители всех сословий и всех народов, входящих в состав русской державы.

Со списком чудотворной иконы Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.

Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.

© photo: Sputnik / Maxim Bogodvid

В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители всех сословий страны — дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов, избрал царем Михаила Романова, первого русского царя из династии Романовых.

Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.

Уверенность, что благодаря именно иконе Казанской Божией Матери была одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор.

В 1649 году указом царя Алексея Михайловича было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков. Праздник отмечали в России вплоть до Революции 1917 года.

В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.

Таким образом, День народного единства по сути совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

© photo: Sputnik / РИА Новости

Суть праздника

Этот праздник больше символизирует не победу, а сплочение народа, которое и сделало возможным разгром интервентов.

Праздник призывает людей не только вспомнить важнейшие исторические события, но и напомнить гражданам многонациональной страны о важности сплочения. Он также служит напоминанием о том, что только вместе можно справиться с трудностями и преодолеть препятствия.

На территории России проживают представители 195 народов и народностей, которые относятся к десяткам религиозных течений.

Главная задача праздника как в дореволюционное, так и в настоящее время, сводится к единству людей разных религий, происхождения и статуса для достижения общей цели — стабильного гражданского мира, а также уважению к патриотизму и мужеству, которое было проявлено освободителями Москвы.

День народного единства — это повод для всех граждан страны осознать и почувствовать себя единым народом.

© photo: Sputnik / Антон Денисов

Как празднуют

Первый День народного единства торжественно отметили в 2005 году — главным центром праздничных мероприятий стал Нижний Новгород. Основным событием праздника было открытие памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

День народного единства в этом году планируют отпраздновать также пышно, как и в предыдущие годы. Самые грандиозные мероприятия намечаются в Москве и в Нижнем Новгороде, откуда пошло ополчение Минина и Пожарского.

Планируется большое, многомиллионное шествие по городу и возложение цветов к мемориалу Минину и Пожарскому.

В День народного единства проводятся праздничные мероприятия патриотической направленности, шествия, гуляния, ярмарки, выставки и так далее. Все главные парки Москвы подготовили большую развлекательную программу ко Дню народного единства.

В Кремле пройдет церемония торжественного вручения премии президента за укрепление единства российской нации и концерт "Мы едины".

По всей стране пройдут торжественные концерты, салюты, и массовые народные гулянья.

© photo: Sputnik / Саид Царнаев

Материал подготовлен на основе открытых источников.

Дату 4 ноября рожали в муках. В 2005 году у власти появилась идея замылить давний советский праздник 7 ноября. Мол, и время изменилось, и коммунистам пора знать своё скромное место. Конечно, это не кардинальный запрет КПСС, но хоть что-то. По статистике, тогда этот день (День Великой Октябрьской социалистической революции) был на четвёртом месте по популярности после Нового года, 8 марта и 9 мая. Всякие «хэллоуины» и «валентинки» еще не успели войти в этот классический набор. Но долгий просмотр исторических фактов, приходящихся на первую половину одиннадцатого месяца, выявил лишь память об освобождении Москвы народным ополчением от польских интервентов в 1612 году. Вспомнили об этом и решили увековечить. В Администрации Президента дружно хлопнули, в том числе по рукам, и приступили к воплощению. Уже вынужденному воплощению, так как президент идею на-гора одобрил.

Полгода до первого нового праздника политтехнологи в срочном порядке разрабатывали концепции, мероприятия, логотипы и названия. Велись обсуждения с экспертами и историками. «Какой День Единства? Нам нужно тогда и историю переписывать?» - тревожно перешёптывались специалисты по переформатированию общественного сознания.

Прошло 13 лет. «Околопраздничные» дети ходят в пятый и шестой классы школ. Казалось бы, вот они и должны хоть как-то ответить на вопрос, что это за день великий такой и даже праздник? Ответа нет и у них. Как и у их преподавателей. Внятного и понятного ответа нет и у разработчиков празднования этого дня, скажем прямо.

Что же такое? Почему так получилось? А очень просто, уже есть «День Российского Флага», «День Независимости» (он же «День России») и «День Конституции». Набор достаточный? Вполне. Празднуем? Нет… Это как отмечать свой день рождения, забыв, когда он. Ни друзей с подарками, ни поздравлений, ни радости. Самообман в чистом виде.

Патриотизм, скрепы, единство и прочая гордость появляются сами, вот просто сами, когда есть доверие как внутри общества, так и доверие этого общества к институтам государственной власти. А сегодня в России кризис доверия. И восстанавливается оно не за счет бутафорских дат, а за счет реальных дел. Институтам власти начинают доверять, когда экономика страны растёт, личное благосостояние хотя бы не уменьшается, и твою страну не считают «третьим миром». А когда тебе только запрещают, стращают и изымают без всяких гарантий – тут, как в животном диком мире, каждый сам по себе. Ибо холодильник белый как снаружи, так и внутри. И новый «день Космонавтики-3» улыбку не вылепит на лице. И не прибавит радости. Ничего не прибавит.

Вызывает иронию и выбранный символ Дня народного единства - русский колокольчик. Многие ли в курсе, что такой вообще имеет место быть? А он есть. Выбран как логотип и материал для раздачи празднующим массам в этот день… вроде георгиевской ленты. И хоть раз вам его подарили? Видимо, самим неловко.

В конце октября этого года вездесущий ВЦИОМ вкрадчиво поинтересовался у россиян, как нами празднуется День народного единства и ощущаем ли мы, так сказать, всю нашу скрепность бытия? Так вот, 42% россиян честно ответили, что 4 ноября за праздник не считают в принципе, а, стало быть, жареного поросёнка гречневой кашей с вечера не шпигуют, и скатерти не крахмалят.

4 ноября – праздник, который никому не нужен. Праздник, которого нет. Просто дополнительный выходной для работников бюджетной сферы. Немного отдышаться. Протереть, наконец-то, пыльные плинтуса, съездить в торговый центр за зимней одеждой для детей, выспаться. Этому классу общества тоже наплевать на скрепы и единство. Люди живут своими проблемами.

Единения стране и ее жителям мёртворождённый праздник не принёс. Зачем он? Висит как нелепая демонстрация фальши и повсеместной бутафории, которой за неимением живых сущностных идеологических смыслов, пытаются заслонить большую потемкинскую деревню под названием «консолидация российского общества». Все уже этими картонными шторками сыты по горло. Праздники все под идеологию страны формируются. Нет у нас ее. Поэтому День народного единства пора отменять. Заменив ложные смыслы настоящими делами. Однако пока, увы, мы видим, что объединить общественность без «колокольчиков» власть наша не в состоянии.

России сейчас следует опасаться темпераментных руководителей США и Китая в самой малой мере. Россия уничтожает себя изнутри. Мы, объединенные скрепами из ломкого китайского пластика, привыкли высматривать только внешнего врага и сторожить границы, не поворачиваясь лицом в сторону россиян. Это на нас с ухмылкой смотрят во всем мире наши заклятые враги, потому что всю их работу за них делает наша власть. Нам не праздники плодить нужно, а решать задачу по формированию новой страны, которую мы почти 30 лет построить пытаемся. Но в итоге не строим, а, наоборот, разрушаем. Чем дальше, тем сильнее. Идем к политическому и экономическому краху.

Бездействие чиновников, нежелание видеть имеющиеся и перезревшие проблемы нашего больного общества, равнодушие элит к простым людям – всё это никак не способствует единению. Даже раз в год. Даже в слякотный ноябрь где-то в кафе с горячим чаем.

4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.

Действительность

24 декабря 2004 года проект о внесении поправок в Трудовой кодекс РФ о введении нового праздника 4 ноября был принят в третьем чтении. 327 депутатов проголосовали «за», 104 депутата, т.е. все коммунисты проголосовали «против», и двое воздержались. Безусловно, преодоление Смутного времени говорило об определенной консолидации населения. Однако ставится логичным вопрос, почему именно 4 ноября, именно этот день стал выбран для нового праздника?

Смутой принято называть историческую эпоху, которая хронологически продолжалась от смерти последнего царя из династии Рюриковичей — Федора Иоанновича (1598 г.) и до избрания первого государя из династии Романовых — Михаила Федоровича (1613 г.). По своей сути эта эпоха представляла собой полосу экономического, внутри- и внешнеполитического, династийного и социального кризисов. Среди современных ученых бытует мнение что Смута — это отдаленный результат политики . Смута проявлялась в брожениях в умах, а также в вовлечении в политику Московского государства его северного и западного соседа (Шведское королевство, Речь Посполитую). Сразу хочется оговориться, что все даты несколько условны. Понятно, что на венчании Михаила Федоровича окончательно кризис преодолен не был: на юге еще давало о себе знать движение Ивана Заруцкого (до 1614 года), со Шведским королевством Столбовский мир был заключен лишь в 1617 году, а мирный договор с Речью Посполитой был заключен спустя год — в 1618 году (Деулинские соглашения).

Эпоха Смутного времени привлекала внимание многих ученых. Некоторые ограничивались пересказом событий с некоторым осмыслением. Например, С.Ф. Платонов в своей монографии «Смутное время» пытается построить свою структуру этой эпохи: он делит Смуту на три периода: Первый период — Смута династическая, второй период — социальная борьба, третий период — борьба за национальность. Также необходимо отметить, что в Смутное время появились и социальные изменения. Так, например, сильно заявило о себе казачество. Эту тенденцию очень четко прослеживает в своей монографии А.С. Станиславский «Гражданская война в России XVII в.: Казачество на переломе истории». Он показывает, что пусть официально и применялся термин «польско-литовской интервенции», но численно самих поляков был минимум. Основу любого движения, его социальный состав представляли более всего казаки, крестьяне.

Смута — это очень сложная эпоха. Она была порождена и начиналась с феномена «самозванства», который был вызван смутой династийной. Как ни парадоксально, но сам люд смог завершить интервенцию и внешние стороны смуты. Борис Годунов смог настроить отношения с дворянами, наладить дипломатические отношения, однако его погубили два факта: это неурожаи 1601-1603 гг. и феномен Самозванства (появление Лжедмитрия). Лжедмитрий Ι — талантливый авантюрист, не смог найти социальную опору, заигрывая то с поляками, приехавшими вместе с кортежем Мнишек), то со старой аристократией, то же с обычным московским людом. Его правление длилось год, и было завершено Московским восстанием. Несколько позже был непродолжительный период двоецарствия, когда царь Василий Иванович Шуйский правил в Москве, а Лжедмитрий ΙΙ, неудачно попытавшийся взять Москву, — в Тушино. Именно тогда его прозвали Тушинским вором. Это был очень занимательный период, когда у каждого из правителей были своя боярская дума, и даже свои патриархи. Гермоген — у Василия Шуйского, и Филарет — у Лжедмитрия ΙΙ. За этим временем следует правление Семибоярщины, недолгий период в истории нашей страны, когда форма правления была чем-то похожа на республиканскую…

Как было показано выше, в небольшом обзоре, никакое правительство в своей сущности, не смогло решить проблемы, объективные проблемы, которые встали над государством в этот период. Добиться какого-то сдвига, смог только народ. Народ, собравшись в ополчение попытался внести свою лепту в эту борьбу. Первое ополчение смогло добраться и осадить Москву, однако из-за распрей внутри руководства ополчения (Иван Заруцкий, Прокопий Ляпунов, Дмитрий Трубецкой), оно был смято. Второе ополчение, созванное в Нижнем Новгороде, оказало гораздо большее влияние на ход политических событий, связанных со Смутным временем. Оно было организовано князем Дмитрием Пожарским и земским старостой Кузьмой Мининым, установило контроль над большей частью территории Российского государства.

Это ополчение смогло, разбив подкрепление Ходкевича, идущее в Москву на помощь полякам, предрешило судьбу интервентов. Однако тут есть интересный момент. Общеизвестно, что тогда на Руси имел бытование Юлианский календарь, и по старому стилю Китай-город был взят 22 октября . По новому стилю, то есть по Грегорианскому календарю, дата переносится на 1 ноября .

Представляется небезынтересным, как сами современники этих событий отреагировали на взятие Китай-города, вторых по значимости укреплений российской столицы. Как отмечает В. Назаров в «Новом летописце» (его писали в окружении патриарха Филарета) рассказ о взятии Китай-города занимает всего одну строку. Для сравнения: описание боя с Ходкевичем изложено на 71-й строке, а капитуляция и вступление в Кремль — на 17. Такие же пропорции у Авраамия Палицына в его «Сказании о Смуте». Автор «Повести о победах Московского государства» вообще не говорит о взятии Китай города.

26 октября (5 ноября по новому стилю) командование осажденного гарнизона подписало капитуляцию о сдаче города. Безусловно именно освобождение Кремля стало знаковым событием, ведь там находилась резиденция русских царей, заседала Дума и т.д. Однако стоит оговориться, что на этом Смута также не закончилась.

Источники и литература

Платонов С.Ф. Смутное время. Очерк истории внутреннего кризиса и общественной борьбы в Московском государстве XVI-XVII вв. М., 2007.

4 ноября - памятная дата отечественной истории. В этот день 406 лет назад, 24 октября 1612 года (по старому стилю), русское ополчение под предводительством нижегородского земского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского после штурма Китай-города вынудило польских интервентов, запершихся в Московском кремле, сдаться.

Поворотная точка в истории

Россия встречала XVII век в тяжелое для нее время. Война с Речью Посполитой шла неудачно, стихийные бедствия и неурожаи влекли за собой голод и обнищание крестьян, кризис безвластия (или, лучше сказать, бескомпромиссной и кровавой борьбы за власть) затронул все слои российского общества. Не зря этот период в нашей истории получил название . Воспользовавшись ситуацией, польские интервенты смогли нанести тяжелый удар нашей стране.

Больше десяти лет не утихали войны и конфликты внутри страны при участии иностранных захватчиков и при постоянных татарских набегах на русские земли. Только собравшееся в Нижнем Новгороде знаменитое Второе народное ополчение Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского смогло положить конец польской интервенции. Это был действительно поворотный момент в отечественной истории. Ополчение носило всенародный характер, в его состав входили представители всех сословий, существовавших тогда в России. В честь победы и освобождения Москвы был заложен храм Казанской иконы Божией Матери.

Первый день народного единства

После освобождения Москвы был созван Земский собор для избрания нового царя. В нем принимали участие и крестьяне, и дворяне, и представители всех возможных сословий. Съехались представители всех городов России. Многие историки характеризуют Земский собор 1613 года как поистине всенародное и примиряющее всех жителей страны событие. 7 февраля 1613 года (по старому стилю) царем был избран Михаил Федорович Романов, основавший новую царскую династию России. Его указом день 22 октября (4 ноября по новому стилю) стал праздником иконы Казанской Божией Матери и отмечался как день избавления России и Москвы от поляков в 1612 году вплоть до .

Мы едины!

В советский период по объективным причинам празднование дня 4 ноября прекратилось. В 2005 году по инициативе Государственной Думы ФС РФ прошли праздничные мероприятия в честь Дня народного единства. Такое название получил возрожденный праздник, призванный напомнить гражданам России о великих подвигах их предков. 4 ноября 2005 года в Нижнем Новгороде был открыт памятник Минину и Пожарскому, точно повторяющий памятник на Красной площади Москвы, открытый в 1818 году. Мимо этого памятника 7 ноября 1941 года проходили воины Красной армии, защищавшие Москву. Примером Минина и Пожарского вдохновлялись советские солдаты, шедшие на защиту столицы.

С каждым годом праздничные мероприятия приобретают все больший размах. Под эгидой к 4 ноября 2016 года был открыт памятник великому князю Киевскому Владимиру на Боровицкой площади в Москве. На церемонии открытия присутствовал Президент России Владимир Путин и другие первые лица государства. А напротив памятника, на фасаде одного из зданий на Боровицкой площади, располагается большое настенное граффити, посвященное героям Второго народного ополчения Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому, созданное РВИО. Проводятся встречи, митинги и другие официальные праздничные мероприятия, которые носят не политический, а исключительно общественный и социальный характер.

Научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков отмечает: «Я думаю, что с каждым годом День народного единства становится все более важным, значимым праздником для россиян. Почему это происходит? Во-первых, все больше людей проникаются у нас сознанием того, что государственность, государственная власть, сильное государство, государство, которое заботится о своих гражданах, чрезвычайно необходимо. Смута, которая была у нас в начале XVII века, фактически разрушила все основы государства и государственности, кинула страну на край пропасти. На повестке дня стояло даже не просто выживание государства, а выживание народа. Народные силы, народное единство, национальное единство позволили тогда избежать катастрофы и привести страну в конце концов в русло развития».

Память о том, как весь народ России смог объединиться, чтобы спасти Родину, отстоять свою свободу и независимость, должна существовать. 4 ноября мы отмечаем веру в то, что мы остаемся единым народом, который сможет преодолеть любые трудности и, объединившись, пройти любые испытания!