Курбан-байрам (Ид аль-Адха) – главный праздник мусульман. Курбан-байрам (Ид аль-Адха) – главный праздник мусульман Как празднуется Ураза-байрам

Курбан-Байрам, Ид аль-Адха: Условия и правила жертвоприношения

Мир Вам и милость Всевышнего, дорогие мусульмане!

Всевышний Аллах сказал: "Совершай (праздничный) намаз и приноси в жертву животное ради Аллаха". Коран: 108:2.

Приближается один из самых значимых праздников ислама - Праздник Жертвоприношения. На языке Корана название этого праздника звучит как "Ид аль-Адха" , тюркоязычные народы называют его "Курбан Байрам" . Этот великий праздник отмечается приблизительно через 70 дней после окончания Священного месяца Рамадан, на десятый день месяца Зуль-Хиджа.

Что такое "Курбан", Ид аль-Адха? Сколько человек должно участвовать в жертвоприношении? Какого возраста должно быть животное, приносящееся в жертву? Какими качествами должно обладать это животное, когда наступает время жертвоприношения? Какая награда уготована тем, кто приносит в жертву животных ради Аллаха? Здесь, в этой статье мы для вас постарались ответить на все эти и другие вопросы.

Ибрахим (Авраам; мир ему) – один из самых почитаемых нами, мусульманами, пророков. Его называют «другом» Аллаха. В Коране сказано: «...Поистине, он был праведником, пророком». (Сура «Марьям»:41).

Пророк Ибрахим (мир ему) всегда демонстрировал безграничное доверие и любовь к Аллаху, готовность выполнить любое Его повеление. Серьезным испытанием, проверкой его преданности Милостивому Аллаху стала история с его первенцем Исмаилом (мир ему). Однажды Ибрахим (мир ему) увидел сон, в котором он закалывал Исмаила, принося его в жертву Аллаху. Пророк Ибрахим понял, что это желание Аллаха, так как посредством снов Аллах передавал Своим пророкам откровение, и решил осуществить Божье указание. Услышав об этом, Исмаил (мир ему) сказал: «Отец мой, делай то, что тебе приказано. Я буду терпеливым, если пожелает Аллах» . Но в тот момент, когда Ибрахим (мир ему) поднял нож над собственным сыном, раздался голос: «О, Ибрахим! Ты оправдал видение!» Вместо сына Ибрахим принёс в жертву барана. Вот, как Аллах описал это в Коране: « Тогда Мы обрадовали его вестью о выдержанном мальчике (Исмаиле). Когда он достиг того возраста, чтобы усердствовать вместе с ним, он сказал: «Сын мой! Я вижу во сне, что я зарезаю тебя. Посмотри, что ты думаешь?» Он сказал: «Отец мой! Сделай то, что тебе велено. Если Аллах пожелает, ты найдешь меня одним из терпеливых». Когда они оба покорились, и он уложил его на бок, Мы воззвали к нему: «О Ибрахим! Ты оправдал сновидение». Воистину, так Мы воздаем творящим добро. Это и есть явное испытание (или явная милость). Мы выкупили его великой жертвой» Коран: 37: 101-107.

Этот случай стал основополагающим при установлении обряда жертвоприношения как одного из важнейших предписаний Ислама, символизирующим запрет на пролитие человеческой крови.

Слово "курбан" означает приближение человека к Аллаху, иными словами, мусульманин приближается к Всевышнему посредством жертвоприношения. Ид аль-Адха означает праздник жертвоприношения.

По мнению некоторых мусульманских улемов (ученых), жертвоприношение является обязательным для каждого состоятельного мусульманина. Всевышний и Всемогущий Аллах сказал: «Так соверши же молитву Господу твоему и заколи» Коран:108;2. Передаётся, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, кто обладал достатком и не совершил Жертвоприношение, пусть не приближается к нашим мечетям!» Ибн Мааджа, Ахмад.

Большинство же ученых посчитали обряд Жертвоприношение (Удхия) желательным. Однако, и те, кто не считает Жертвоприношение обязательным ритуалом, единогласны в том, что совершение этого великого обряда является очень желательным, особенно когда есть для этого возможность. Ведь сам посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказал нам о достоинствах праздничного жертвоприношения и о великой награде за него. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет для Аллаха лучшего расходования после поддержания родственных связей, чем пролитие крови жертвенного животного!» Ибн ‘Абдуль-Барр Тамхид. Так же пророк (мир ему и благословение Аллаха), отвечая на вопросы сподвижников о достоинствах обряда Хаджа, в отношении Жертвоприношения сказал: «А что касается твоего Жертвоприношения, то великая награда за это припасена для тебя у твоего Господа!» Баззар, Ибн Хиббан.

Жертвенным животным может быть как крупный рогатый скот: корова или бык, так и мелкий: баран или овца, козел или коза. Следует выбрать то животное, вес которого больше, а мясо лучше.

Возраст крупного рогатого скота должен достигать двух лет и больше. У мелкого – как правило, не меньше года, но если баран или овца имеют крупные размеры, то дозволяется приносить в жертву и животное в возрасте шести месяцев.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не приносите в жертву животное, не достигшее своего возраста. Если же это станет для вас затруднительным, то можете принести в жертву овец в возрасте от шести месяцев» . Муслим.

Нельзя приносить в жертву кролика, индейку, петуха или курицу.

Животное должно быть здоровым и полноценным (т.е. без увечий). Увечье или болезнь, по причине которых жертвоприношение не принимается, должны быть явно выражены. Передается, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) встал перед сподвижниками и сказал: «Не дозволено приносить в качестве Жертвоприношения четыре типа животных: одноглазое животное, увечье которого очевидно; больное животное, болезнь которого очевидна; хромое животное, хромота которого очевидна. И истощенное животное, слабость которого очевидна» . Ахмад, Абу Дауд.

Непригодными для жертвоприношения являются следующие животные: больное, слепое на один или оба глаза, без ушей или с высохшим выменем. Нельзя приносить в жертву животное с выбитыми зубами. Если у животного отрезана одна треть хвоста, ушей или курдюка, то оно не пригодно для жертвоприношения. Разрешается жертвовать животное с продырявленным или разорванным ухом, животное со сломанным рогом, но все же это делать нежелательно.

Разрешается приносить в жертву безрогое животное, а также животное, которое кастрировано. Это не считается их недостатком.

От одного человека следует принести в жертву одну овцу или барана, козу или козла. Семь человек могут участвовать в жертвоприношении быка или коровы. В «къурбане» от семерых человек может участвовать меньшее, но не большее, чем семь, количество людей.

Желательнее всего, когда человек сам закалывает свое жертвенное животное, но дозволяется поручить заколоть жертвенное животное другому человеку. Тот, кому поручили принести жертвенное животное, следует заколоть его от имени его хозяина, сказав: «Бисми-Ллях, о Аллах, прими от такого-то» .

Совершающему жертвоприношение следует произнести имя Аллаха над животным во время жертвоприношения: «С именем Аллаха» « Бисмилля» . Можно при закалывании так же сказать: «Аллах Велик! О Аллах, это от Тебя и для Тебя, прими же от меня». « Аллаху Акбар. Аллахумма инна хаза минка уа ляка фатакаббаль-минни».

Необходимо для жертвоприношения присутствие намерения. Намерение делается в себе, т.е. оно не произносится, человек просто осознает, намеревается, что будет совершать данное действие. Так животное, которое покупается уже заколотым и разделанным, не засчитывается в качестве жертвоприношения. Потому, что намерение жертвоприношения отсутствовало во время закалывания. Ведь мясник не брал намерения ни за себя, ни за кого-то, что он закалывает животное в качестве жертвоприношения. Поэтому это считается обычным мясом и жертвоприношением не считается.

В соответствии с Сунной человеку достаточно зарезать одну овцу в качестве жертвы от своего имени и имени своих домочадцев. В категорию членов семьи, за которых можно совершить жертвоприношение, входят все члены его семьи, находящиеся на его содержании: жена, дети, мать или отец, внуки.

Время жертвоприношения начинается после праздничного намаза, приуроченного к празднику Жертвоприношения в той местности, в которой вы находитесь. Резать животное до намаза нельзя, так как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Кто зарезал до намаза, то это лишь мясо, преподнесенное своей семье, и не является «къурбаном ». Муслим. То есть это не является жертвоприношением, за которое обещана награда.

Заканчивается же время жертвоприношения с закатом солнца тринадцатого числа месяца Зуль-Хиджа. Выходит, что мусульманин желающий совершить жертвоприношение может сделать это в день праздника или же в день первый, второй или третий после дня праздника. Жертвоприношение лучше совершить днем, но разрешается сделать это и в ночное время суток.

Человеку и членам его семьи желательно поесть из жертвенного мяса - «къурбана». Правильно оставить часть про запас, часть раздать бедным и нуждающимся в качестве милостыни, а третьей частью угостить родственников и соседей.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) указал на недозволенность продавать какую-либо часть жертвенного животного. В хадисе говорится: ‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велел мне следить за жертвенными животными и раздать в качестве милостыни их мясо, шкуры и попоны, и ничего не давать мясникам за убой скота. Он сказал: «Мы им дадим что-нибудь из того, что у нас есть». Муслим. Поэтому улемы (ученые) единогласны в том, что мясо жертвенного животного нельзя продавать, так же обстоит дело и с его шкурой. Некоторые ученые говорят, что если человек желает продать, например, шкуру или конечности, голову жертвенного животного то он может это сделать, но с условием, чтобы он отдаст эти деньги в качестве садакъа (милостыни). Мяснику же можно дать плату, но не с жертвенного животного.

Вышесказанное указывает на сунну (желательное) раздать шкуры жертвенных животных в качестве милостыни. Кроме того, благотворительным фондам или же организациям дозволяется продавать шкуры жертвенных животных и расходовать полученные средства на помощь нуждающимся.

Важным правилом для человека, желающего совершить жертвоприношение, является следующее: не следует подстригать ногти, бриться и укорачивать волосы с начала месяца Зуль-Хиджа до тех пор, пока не будет принесена жертва. Об этом нужно побеспокоиться заранее. Это положение относится как к мужчинам, так и к женщинам, и это веление, по утверждению некоторых ученых, содержит в себе обязательный характер, а не желательный. Если же человек намеренно удаляет что-либо из своих волос или ногтей, то он должен просить Аллаха о прощении, однако его Жертвоприношение является действительным.

Кости жертвенного животного, а также животного приносимого в жертву по поводу рождения ребенка (акика), не надо закапывать: на это нет указаний в Исламе. С ними можно поступать так же, как и с другими костями: выбросить или скормить собакам, и в этом есть благо. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В каждой влажной печени тебе награда». Бухари. То есть, Аллах награждает верующего за его любое благодеяние по отношению к любому существу – даже к животным, а собака – это представитель животного мира.

Дорогие братья и сестры, праздник Къурбан-Байрам напоминает нам о том, что все мусульмане должны помогать и поддерживать друг друга, особенно в праздничные дни. Жертвоприношение помогает нам приблизиться к Аллаху, искупить грехи, а также выразить нашу благодарность Аллаху за все Его дары. Укрепляйте свою веру, и Аллах (свят Он и велик) поможет вам и вознаградит вас!

Ураза-Байрам или Ид-аль-Фитр (по-арабски) - второй по значимости праздник у мусульман.

Это праздник разговения после 30-дневного строгого поста.

Что такое Ураза-байрам или Ид аль-Фитр

© Sputnik / Евгений Одиноков

В последний день священного месяца Рамадан после заката наступает праздник Разговения или Ид аль Фитр.

В разных мусульманских странах праздник начинается в разное время.

Дату Ураза-байрама определяет местный Совет улемов или Духовное управление мусульман.

Какого числа празднуется Ураза-байрам в 2019

© Sputnik / Амир Исаев, STR

Ураза-байрам, как и другие исламские праздники, не имеет конкретной даты и определяется каждый год по лунному календарю.

Ураза-байрам наступает после заката в последний день месяца Рамадан и в первый день месяца Шавваль.

История и суть Уразы-байрама

Традиция празднования дня разговения ведется со времен Пророка Мухаммеда, с 624 года. История Ид аль-Фитр насчитывает уже 1395 лет.

Ураза-байрам - это время подведения итогов. На протяжении целого месяца верующие соблюдали пост, читали Коран, проводили время в молитвах, старались совершать максимально возможное количество благочестивых дел и поступков.

В это время мусульмане должны предаться размышлениям о духовных ценностях и переосмыслению жизни за период поста.

Как празднуется Ураза-байрам

© Sputnik

Ид аль-Фитр празднуется в течение трех дней.

Этот день считается праздником примирения, любви и дружеских рукопожатий. В этот день принято посещать обездоленных и ухаживать за стариками.

Праздник начинается с вечернего намаза. Верующие читают такбир (формулу возвеличивания Аллаха) до совершения праздничного намаза в день Ид аль-Фитра.

Ночь желательно провести без сна, во всенощном служении Всевышнему. Согласно Корану, сердце того, кто в молитве проведет ночь перед двумя праздниками (Ураза-Байрам и Курбан-Байрам), не умрет в Судный день.

В день Ураза-байрам желательно надеть чистую одежду и рано утром отправиться в мечеть для совершения праздничного намаза. После этого мужчины идут на кладбище помянуть усопших родственников.

Помимо традиционных, мусульманских районов нашей страны: Башкирия, Татарстан, Северный Кавказ, огромной популярностью праздник пользуется в крупных городах России, особенно в Москве. В 2017 году Курбан Байрам отмечается 01 сентября.
Курба́н-байра́м или ’Ид аль-адха (араб. عيد الأضحى‎‎‎ ‘Īd ’al-’Aḍḥā - пра́здник жертвоприноше́ния).
Курба́н-байра́м - исламский праздник окончания хаджа, отмечаемый через 70 дней после праздника Ураза-байрам, в 10-й день месяца Зуль-хиджа в память жертвоприношения пророка Ибрахима. Длится он на протяжении 3–4 дней.


В русском языке закрепилось название курбан-байрам (первое упоминание у Афанасия Никитина - курбанть-багрямъ). Первая часть этого слова курбан происходит от арабского قربان («жертва»), вторая часть - общетюркское слово байрам («праздник»). Так он называется в разных языках, прежде всего в самих тюркских. Часто вместо слова байрам употребляется слово айт (от араб. عيد‎‎ - праздник‎).
В мусульманской традиции курбаном именуется все то, что приближает человека к Богу, а ритуальное заклание животного в праздничный день подразумевает духовное обращение к Богу.


Сам праздник Курбан Байрам является частью древнего обряда, совершаемого во время паломничества в Мекку. Целью жизни истинно верующего мусульманина является хадж в Мекку, где он сможет лично совершить жертвоприношение в долине Мина. Количество мусульман по всему миру очень велико, поэтому совершить хадж в Мекку могут, далеко не все. Поэтому приверженцам Ислама предписано в праздник выходить на улицы обычных городов.
Праздник жертвоприношения является кульминацией хаджа в Мекку. Накануне паломники восходят на гору Арафат, а в день Жертвоприношения совершают символическое кидание камнями и таваф (семикратный обход вокруг Каабы).


Праздновать день жертвоприношения, даже если это не происходит в Мекке, начинают ранним утром. Верующий, совершив омовение (гусль), надев новую одежду и помазавшись благовониями, отправляется в мечеть на утреннюю молитву (нама́з (перс. نماز‎)). По пути в мечеть произносить слова такбира («Аллаху Акбар, Аллаху Акбар. Ля иляха илляЛЛаху ва Аллаху Акбар, Аллаху Акбар ва лиЛляхи ль-хамд»).
После завершения намаза верующие возвращаются к себе, где хором поют славославие Аллаху. Затем мусульмане отправляются на специальную площадку или в мечеть, где мулла произносит проповедь. По завершению проповеди участники посещают кладбище, где молятся за усопших. Вернувшись с кладбища, приступают к жертвенному обряду, в знак готовности служить богу. Для принесения жертвы мусульмане специально откармливают выбранное животное.


Говоря о животных, закланных ради Него, Создатель говорит в Коране: «Не доходит до Аллаха ни кровь их, ни мясо. Но доходит богобоязненность ваша». Всевышний не нуждается в пролитой крови и не нуждается в мясе. Впрочем, как не нуждается ни в чем другом, но сутью этого обряда является подчинение Создателю путем заклания дарованного Им скота и последующей раздачи части мяса нуждающимся и дарение части его соседям и родственникам. Именно это стремление - достичь благосклонности Аллаха и проявить покорность Ему, готовность расстаться ради Него с имуществом и с чем-то любимым для души, смирение перед Ним - это, и именно это, и приближает человека к Создателю.


При резании животного необходимо сказать: «Бисми-Ллях! Уа-Ллаху акбар!». Это значит: «Во имя Аллаха! Аллах есть самый великий!». Нельзя мучать животное! Необходимо зарезать его легко и быстро, предварительно наточив нож наилучшим образом. Причем нельзя точить нож на глазах у животного, так как это пугает его. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда кто-либо из вас режет скот, пусть делает это наилучшим образом. Пусть наточит свой нож и стремится облегчить для животного смерть».


Мясо жертвенного животного человек ест сам и угощает им бедняков, соседей, родственников. Некоторые предшественники делили мясо курбана на 3 части: одну часть они оставляли себе и своим семьям; вторую часть раздавали бедным; а третьей частью угощали соседей и родственников. Ни одну из частей зарезанного животного, в том числе шкуру животного, нельзя давать в качестве платы мяснику! Человеку, который вознамерился совершить курбан, нельзя подстригать ногти и волосы и удалять что-либо из волос или кожи с 1-го дня месяца зуль-хиджжа. Почему наложен этот запрет? Он является, своего рода, возможностью для людей, которые не находятся в хадже, почувствовать общность с паломниками, которые находятся в Мекке в это время, и которым, как известно, в состоянии ихрама, запрещено подстригать волосы и ногти.
Совершать курбан можно в течение 4-х дней, точнее, с момента окончания праздничного намаза и до заката солнца на 4-ый день праздников, то есть 13-го зуль-хиджжа.


Правила праздника предписывают угощать всех, а в первую очередь бедных. В следующие после праздника дни необходимо посещать родственников и друзей.
Мифология этого праздника восходит к известному библейскому сюжету о попытке принесения патриархом Авраамом (по-арабски - Ибрахимом) своего сына Исаака в жертву Богу.
Согласно Корану, ангел Джабраил явился к пророку Ибрахиму во сне и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву сына. В Коране имя сына не названо, однако в предании почти всегда называется старший сын Исмаил. В противоположность исламскому преданию, в иудейском предании фигурирует другой сын пророка Ибрахима Исхак (Исаак). Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где ныне стоит Мекка, и начал приготовления. Его сын, знавший об этом, не сопротивлялся, так как был послушен отцу и Аллаху. Однако это оказалось испытанием от Аллаха, и, когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не смог резать. Жертва сына была заменена бараном, а пророку Ибрахиму было даровано благополучное рождение второго сына - Исхака (Исаака).


Вот пришел Курбан Байрам,
Светлый праздник мусульман,
Все друг друга поздравляют,
От души намаз читают,

Щедрый накрывают стол,
А гостей уж полон дом,
Пусть Аллах детей своих
В этот день благословит!

Смотрите на сайте:
Озера и реки Челябинской области (более 100 в таблице)
Недвижимость Челябинска

Начиная с захода солнца накануне дня Ид аль-Адха и до праздничного намаза , мусульмане громко читают такбир. Такбир читают и в мечетях , и дома , и на улице, и на площадях – везде.

Такое повсеместное громкое чтение такбира в оба дня ида (Ид аль-Адха и Ид аль-Фитр) является признаком того, что данный населённый пункт (село, город) является мусульманским .

اَلله اَكْبَرْ اَلله اَكْبَرْ اَلله اَكْبَرْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ الله وَالله اَكْبَرْ الله اَكْبَرْ وَللهِ الْحَمْدُ

الله اكبر الله اكبر الله اكبر ألله اَكْبَرْ كَبِيرًا وَالْحَمْدُ للهِ كَثِيرًا وُسُبْحَانَ اللهِ بُكْرَةً وَأَصِيلاً

«Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар, Лаилаха илляллаху валлаху акбар, Аллаху акбар ва лиллахиль хамд (три раза).

Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар. Аллаху акбар кабиран вальхамдулиллахи касиран ва субханаллахи букратан ва асила».

Кроме того, такбир читается и после каждого намаза – сразу по его завершении, до начала азкаров (молитв, читаемых после намаза), начиная после вечернего намаза дня Арафа и заканчивая предзакатным намазом последнего дня Ташрика, то есть 13-го числа.

Жертву приносят за совершеннолетнего мусульманина с соответствующим намерением. Для жертвоприношения можно использовать верблюдов , коров (быков), баранов или коз (другие животные не годятся). Их предпочтительность соответствует порядку перечисления. При этом верблюда и корову можно резать и за семерых, а барана и козу – только за одного мусульманина . Но лучше за каждого принести в жертву барана или козу, чем за семерых резать одну корову. Если в семье режут одного барана или козу, то тем самым вознаграждение получает вся семья.

Салят уль-ид – праздничный намаз

Ид-намаз совершается так же, как и в день Ураза-байрам . Кто не знает, как совершается праздничный намаз , пусть совершит хотя-бы обычный намаз-сунна в два рака‘ата, с намерением совершить праздничный намаз. Но так, как такая возможность появляется в год один раз, нужно постараться не пропустить ее, а если пропустил, то даже возместить, как пропущенную. Не составляет исключение и для того, кто в пути.

В начале ид-намаза, произносят «Аллаху акбар» одновременно мысленно проговаривая намерение (нийят) : «Я намереваюсь совершить двухракаатный намаз-сунна по случаю праздника Курбан-байрам , во имя Аллаха ».

Затем, кто знает, пусть прочтет «Ваджахту». После этого в первом рака‘ате 7 раз произносят «Аллаху акбар», одновременно поднимая руки на уровень ушей. После каждого «Аллаху акбар», за исключением последнего, произносят:

سُبْحَانَ اللهِ وَالْحَمْدُ للهِ وَلاَ إِلَهَ إِلاَّ الله ُوَالله ُاَكْبَرْ

После последнего «Аллаху акбар» читают суру «аль-Фатиха ». Во втором рака‘ате «Аллаху акбар» читают 5 раз. После праздничного намаза имам произносит праздничную проповедь.

Время жертвоприношения

Самое лучшее время для жертвоприношения наступает десятого числа месяца Зуль-хиджа , по прохождении времени совершения двух ракаатов намаза и хутбы, когда солнце поднимется на размер копья, приблизительно на размер семи локтей. Это время сохраняется до захода солнца последнего дня Ташрика, т. е. 13 числа Зуль-хиджа .

Как резать

Перерезать необходимо всё горло и пищевод. Желательно тому, кто режет жертвенное животное, проявлять к нему жалость, не тащить грубо на место забоя. На землю его нужно класть осторожно, не туго затянув ноги, правую оставив несвязанной. Нож следует точить так, чтобы животное не видело. Не режьте его в присутствии других животных, особенно его детёнышей. Нож должен быть наточен так, чтобы хватило одного раза провести по горлу. Во время принесения жертвы необходимо воздать хвалу Всевышнему Аллаху за то, что Он покорил нам животных, и за Его великие блага («Шархуль Мафруз», стр. 577).

Также желательно мужчине самому зарезать жертвенное животное или присутствовать, когда его уполномоченный приносит жертву. Желательно также до принесения жертвы произнести три раза такбир словами: «Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар ва лилляхиль хамд» . Затем желательно произнести «бисмилля». Не произнести «бисмилля» в Киблы , прочитать дуа: «Аллагьумма гьаза минка, ва иляйка, фатакьаббаль минни» («Сунануль Кубра лиль Байхаки», № 9/286).

Что делать с мясом?

Самым ценным является, оставив немного для себя и своей семьи , отдать всё мясо бедным. Себе лучше оставить печень, следуя за Пророком (мир ему и благословение) , который ел её из мяса жертвенного животного, как об этом передаётся в «Сунануль Кубра Лиль Байхакий» (3/283). Если не получается полностью раздать, то сунной является не оставлять себе больше 1/3 части туши. Также сунной является не меньше 1/3 от жертвоприношения раздать как милостыню. Мясо необходимо раздать в сыром виде. Недостаточно отдавать в милостыню жареное, варёное мясо, жир или курдюк, печень, селезёнку. Шкуру жертвы нельзя (харам) продавать. Курбан не режут за кого-то без его разрешения, даже если этот человек умер. Но такие учёные, как Каффал и Убади бин Абул Хасан, говорят, что за умершего родственника можно резать, но всё мясо нужно раздать («Нихаятуль Мухтадж», № 8/144).

Когда жертвоприношение становится обязательным?

Обязательным жертвоприношение становится, если кто-либо сделал назру, т. е. обязался резать или назвал какое-то животное своим курбаном. Например, если сказал, что этого барана будет резать в Курбан-байрам , то это становится обязательным курбаном («Хаваши Ширвани», № 9/356). В таком случае мясо обязательно нужно раздать полностью. Для того чтобы жертвоприношение не стало обязательным, необходимо использовать слово «желательное» , то есть сказать, указывая на животное: «Это мой желательный курбан».

عيد الأضحى ‎‎ Обряд жертвоприношения Тип Исламский иначе Курбан Байрам также Праздник Жертвоприношения Значение Кульминация Хаджа Установлен Пророк Мухаммад (صلى الله عليه وسلم) Отмечается Мусульманами в период с 10-го Зуль-Хиджа В 2008 году с вечера 8 декабря - вечер 9 декабря Празднование Мечеть Традиции Молитва в мечети, Ифтар , запрет работы, приветствие «Ид муба́рак», жертвоприношение животного. Связан с Хадж

Пра́здник жертвоприноше́ния (Ид аль-Адха ) (араб. عيد الأضحى ‎‎, англ. Eid ul-Adha , каз. Құрбан айт тат. Корбан бәйрәме , азерб. Qurban Bayramı ) - исламский праздник окончания хаджа , отмечаемый в 10 день двенадцатого месяца исламского лунного календаря (зуль-хидж) в память жертвоприношения пророка Авраама и через 70 дней после праздника Рамазан .

История

Обряд жертвоприношения

Жертве должно быть не менее года, она должна быть здорова и не иметь никаких недостатков. Считается, что овца или коза могут быть принесены в жертву только от одного человека, а корова, бык или верблюд - от семи человек. Обычно режут барана, козу, корову или быка - двухлеток, жертвенному верблюду, как правило, бывает не менее пяти лет. Обычай допускает принесение жертвы не только за живых, но и за усопших.

Часто шкуры принесенных в жертву животных отдаются в Мечеть . Мясо варят и съедают за общей трапезой, на которой может присутствовать любой мусульманин, во главе стола обычно бывает имам. В праздник жертвоприношения следует обязательно отведать разнообразные изысканные мясные блюда, которые готовятся в различных странах, в соответствии с местными вкусами, применяя различные специи и ароматизаторы; большое внимание уделяется праздничному оформлению стола, а также приготовлению многочисленных сладостей. Близким друзьям и родственникам в дни праздника стараются сделать подарки. В последующие после праздника дни обычно наносят визиты к родным и близким знакомым, так как посещение в дни праздника жертвоприношения считается благословенным и желательным.

Жертвоприношение в день праздника Ид-аль-Адха (Курбан-байрам) является обрядом Ислама, которому есть множество доказательств. Всевышний Аллах говорит в Коране: «..молись Господу твоему и приноси жертву». Абу Хурайра передал, что Пророк (меиб) принес в жертву двух баранов, которые были большими, жирными и рогатыми. Когда Пророк закладывал одного из них, он сказал: «Во имя Аллаха и Аллах велик. О Аллах прими это от Мухаммада и семьи Мухаммада». А когда закладывал второго, он сказал: «Во имя Аллаха и Аллах велик. О Аллах прими это от Мухаммада, его Уммы, тех которые засвидетельствовали Твое единство, и засвидетельствовали мое исполнении миссии». Пророк Мухаммад (меиб) призывал мусульман к жертвоприношению. Аиша передала слова Пророка: «Более любимое дело человека для Аллаха в день жертвоприношения, это принесение жертвы. В день Суда жертвенное животное будет на чаше добрых дел со своими рогами, шерстью и копытами. Кровь, пролитая в этот день, достигает своего места пред Аллахом, прежде чем она достигнет земли. Так очищайте ею ваши души».

Праздник жертвоприношения отмечается в 10-й день 12-го месяца мусульманского лунного календаря зу-ль-хиджжа, в период совершения паломничества в Мекку .

Наиболее часто в жертву приносят барана

Праздновать день жертвоприношения, даже если это не происходит в Мекке , начинают с раннего утра. Чуть свет мусульмане идут в мечеть к утренней молитве, но прежде желательно совершить полное омовение, надеть новую и опрятную одежду, по возможности умастить себя благовониями. Перед молитвой есть не рекомендуется. По окончании утреннего Намаза верующие возвращаются домой. Затем они снова отправляются в мечеть или на специально отведенную площадку (намазгах), где Мулла или имам-хатыб произносит проповедь (хутбу). Хутба обычно начинается с прославления Аллаха и его пророка , затем разъясняется происхождения хаджа и значение обряда жертвоприношения.

После молитвы мусульмане которые имеют возможность принести жертву делают это. Над жертвой любой рядовой мусульманин может произнести краткую формулу: «Бисмиллах, Аллах Акбар», то есть «Во имя Аллаха , Аллах велик!» Прежде чем барана режут, его обязательно валят на землю головой в сторону Мекки .

Обряд жертвоприношения

В жертву можно принести барана, который достиг седьмого месяцев (по Шафии - полного года), быка или корову достигших полных двух лет, верблюда достигшего полных пяти лет. Желательно чтобы жертвенное животное было жирным, большим и красивым. В нём не должно быть изъянов, которые плохо влияют на количество и качество мяса. Поэтому нельзя приносить в жертву хромых, слепых или больных животных. А также животных, у которых сломано больше половины рога, или отрезано больше половины уха. Аль-Барра передал, что Пророк (меиб) сказал: «Четыре животных не пригодны к жертвоприношению - животное с явно выраженной слепотой, больное, с ярко выраженной хромотой и худое».

Желательно использовать треть мяса для угощения своей семьи, треть подарить беднякам из числа соседей и родственников, а треть раздать в качестве милостыни тем, кто просит об этом. Как сказал об этом Всевышний: «…то ешьте их мясо и кормите тех, кто довольствуется малым, и тех, кто просит от нищеты».

Также Ибн Аббас рассказывал о жертвоприношении Пророка (меиб): «Треть он оставлял для семьи, треть на угощение бедных соседей, и треть раздавал тем, кто просил». Ибн Умар говорил: «Жертвоприношения и подарки - треть для тебя, треть для семьи, треть для бедных».

Нельзя расплачиваться с мясником, который резал жертвенное животное, мясом. Но можно дать ему часть мяса, если он беден, или подарить, но не в качестве оплаты. Али рассказывал: «Пророк, мир ему и благословление Аллаха, велел мне проследить за жертвоприношение, разделить её мясо и шкуру, и не давать мяснику ничего из жертвенного животного. Он сказал: „Мы расплатимся с ним“».