«Воткни кол в могилу. Свадебные обычаи и традиции села тишанка Свадьба без традиций - интересные и необычные свадебные идеи

Почему считалось, что если вбить осиновый кол в могилу ведьмы, то она больше не сможет вредить? и получил лучший ответ

Ответ от Леди Лео? Ясноокая?[гуру]
Осиновый кол считается наиболее мощным и эффективным оружием для упокоения «беспокойной» нежити: вампиров, упырей, вурдалаков и прочих «милейших созданий» природы, эпоса и … воображения!
...А также – ведьм и колдунов после кончины…
«Колдуна да ведьму в гробу колом сквозь грудь пробивают, чтобы не ходили упырем; общее поверье всех славянских племен» , - указывал ещё историк, учёный и летописец Владимир Даль.

Почему так? – а потому что они считались проклятыми при жизни (заложными) душами, и одолеть их можно было лишь «проклятым» деревом – по принципу подобия. Similia similibus curentur. "Подобное лечится подобным"...или, говоря по-русски: клин - клином.. .
В старину за этими словами стоял реальный обычай: в могилу «колдуна» или «ведьмы» вбивали кол из осины, чтобы «нечистая вражья сила» не могла вредить честным людям в округе. Зло как бы "пригвождалось" к земле... негатив уходил прочь!
Осина обдает ярко выраженной отрицательной энергетикой, красивой чистой белой "атласной", "шелковистой" древесиной и мистическими свойствами "забирать и отводить негатив".
Убеждение, что осиновый кол способен «обезвредить нечисть» , пошло от древнего поверья, будто бы на осине повесился Иуда Искариот, и она, пытаясь стряхнуть с себя память о предателе, непрерывно трясет своими листьями, сбрасывая весь негатив "собранный" и отводя его " в тёмные" миры, а попросту говоря, - в почву, в землю.. .
Хотя - по поводу Иуды - и тут есть разные версии… Указывается не только осина, но и на бузина, и берёзас (и она якобы от страха побелела) , и ольха - (якобы поэтому её древесина имеет красноватый цвет) .
Итак, по легенде, осина после повешения Иуды стала дрожать от ужаса при малейшем ветерке… Так дерево это стало символом неизбежности наказания за предательство.
Популярны также версии проклятости осины, связанные с историей Христа (хотя в Новом завете осина не упоминается) : осина - единственное из деревьев, «не признавшее Иисуса» во время его бегства в Египет;
во время крестного пути Иисуса «осина не склонилась перед ним и не дрожала от жалости и сострадания» (близкая версия: все деревья, кроме осины, опустили листья) ; прутья, которыми бичевали Христа, были осиновыми) .
Вот только... откуда бы взяться осине на Ближнем Востоке?
Осина - дерево, которое встречается на севере Евразии в хвойных и широколиственных лесах, по склонам оврагов. Она достигает свыше 30 м. и диаметром до 1 метра и живёт по до 80-100 лет.
Осина относится к роду тополя семейства ивовых. Она считается истинно русским деревом, дающее - как уже сказано - атласно-белую, чистую древесину.
Это - вечно трепетная, поющая нежную лесную песенку красавица с дрожащими листьями, обладающая многими целебными свойствами для человека и животных. И хотя осине на протяжении столетий сопутствовала дурная слава, она широко применялась в народной медицине.
В магии всех европейских народов - осина связана с "нижним миром" а также с колдунами, ведьмами и пр. В русских сказках и ритуальной практике известен мотив осинового кола, забиваемого в спину или сердце мертвеца с неупокоенной душой, (особенно нечистого и грешного) .
Осину до сих пор именуют деревом повешенных. Поныне осина ассоциируется с с нечистой силой, хтоническими персонажами (прежде всего женскими) и является "символом чувственности".
В рунической традиции осина связывается с символом Ehwaz, ей приписывается мудрость, связь с тонким миром, способность противостоять любым условиям, отводить смерть, болезни, "порчу", лечить исцелять.

В Клюкове хоронили колдуна. Подойти к гробу, где покоился страшный старик, отважились немногие смельчаки. Покойного не любили при жизни и продолжали бояться после смерти

В селе Клюкове хоронили колдуна. Подойти к гробу, где покоился страшный старик, отважились немногие. Сельчане в отдалении молча наблюдали за погребением, изредка перешептываясь друг с другом. Заколачивать крышку и опускать домовину в могилу наняли братьев из соседней деревни: те постоянно находились под градусом и ничего не боялись – ни колдунов, ни самого дьявола. К тому же, им пообещали выдать два литра самогона и закуску. Когда могила была засыпана землей, один из членов этой пьяной похоронной команды вбил в могилу здоровенный осиновый кол. "Так надо, – объяснили сельчане. – Теперь Ерофеич не поднимется, не будет по селу бродить и живых пугать". Некоторые, правда, считали эту меру не вполне достаточной. Особенно расстраивалась бабка Вера, чья матушка была родом из Вологодской губернии. "Надо было Ерофеича из избы не вперед ногами выносить, а головой, – шептала бабка, – а когда его на погост тащили, у первой реки остановиться, перевернуть в гробу и пятки подрезать. Мамка рассказывала, что у них так завсегда делали, когда колдунов хоронили..." Наконец, все было кончено. Народ с облегчением потек с кладбища. Собрались все в избе у Никифоровны. Думали – поминать усопшего или нет. Вроде бы, надо помянуть усопшего, но поминают ли колдунов – никто вспомнить не мог. "Как же за помин-то души пить, ежели он ее черту продал!" – сердилась бабка Вера. Решили просто так выпить и закусить. Пили сначала молча, но вскоре спиртное сделало свое дело – народ расхрабрился. Стали вспоминать, как помирал колдун Ерофеич. А помирал он тяжко. Несколько дней подряд его били судороги и он неоднократно падал с печки. Так под печкой и помер. А еще говорили, что перед смертью колдун старался свою волшебную силу передать. Пока еще мог ходить, бродил по селу и зазывал каждого встречного к себе в дом. Только никто к нему не пошел – страшно было. Лишь когда Ерофеич совсем ослаб, заходили к нему некоторые сердобольные сельчане – накормить да воды подать. Но все равно старались держатся от умирающего подальше и из рук ничего не давали, воду и еду ставили так, чтоб сам мог дотянуться. Предлагали, говорят, лекарства, но Ерофеич от них отказался. Колдун – он и есть колдун...

Помню, когда я ребенком отдыхал летом в деревне у бабы Нюши – сестры моей родной бабушки – мне запрещали ходить на двор к Кузиным. Все деревенские были убеждены, что старая Кузина – ведьма. Баба Нюша рассказывала, что она умеет оборачиваться свиньей, а ровно в полночь из трубы их дома вылетает пламя – это ведьма по своим колдовским делам полетела. Я однажды не удержался и, превозмогая страх, ночью подкрался к Кузинскому дому. Действительно, ровно в 12 ночи из трубы вылетел сноп искр. Тогда я жутко испугался, а теперь вот думаю, что печь эти самые Кузины чем-то не тем топили... Между прочим, деревня эта от Москвы всего в 200 км находилась, то есть не так уж и далеко от "цивилизации".

Что же касается покойного Ерофеича из Клюкова, то за несколько лет до его кончины я с ним встречался и даже имел непродолжительную беседу. Думаю, колдуном его считали не случайно. Уже тогда, то есть 15 лет назад, он казался очень старым. И внешность имел необычную: у него были длинные седые волосы, густая спутанная борода и колючий "волчий" взгляд. Жил Ерофеич бобылем, разговаривать не любил, вина не пил, а в его ветхом домишке, стоящем на самом краю села рядом с погостом, на котором его потом и схоронили, не было ни иконки, ни лампадки. На улицу Ерофеич выходил только под вечер, а что делал днем – одному черту известно (сельчане уверяли, что Ерофеич никогда не работал, жил продуктами с собственного огорода). Ходил он всегда насупившись, смотрел на белый свет исподлобья. Завидев идущего с большой суковатой палкой колдуна, сельчане спешили укрыться в избах, опасаясь "сглаза и порчи". Все свои беды (картошку колорадский жук поел, Ванька-тракторист вместе с трактором в речку свалился, теленок издох, куры плохо несутся, Матрену муж бросил и к почтальонше ушел и т.п.) они приписывали исключительно колдовским козням Ерофеича. Однако ссориться с ним, а тем паче побить, никто никогда не решался. Я, как городской житель, только смеялся над простодушием деревенских. И однажды, несмотря на то, что меня пытались отговорить, решил пойти проведать загадочного старика. Ерофеич встретил меня нелюбезно, в горницу не пустил. Отрекомендовался я писателем – мол, пишу книгу о деревне, собираю материал и хотел бы побеседовать со старожилом. Но говорить со мной старик не захотел. "Болтают тут про меня невесть что. Все потому, что подлый здесь народ живет, все пьяницы да лентяи... А с вами не о чем нам говорить, ничего я не помню и не знаю. Идите, откуда пришли..." Вот, собственно, и все слова, услышанные мной от Ерофеича. Позже мне кто-то рассказал, что Ерофеич – не местный. Будто бы еще во времена коллективизации он был раскулачен и сослан в Сибирь, но с полпути сбежал, долго где-то скрывался, а потом, когда можно стало, осел в Клюкове. Здесь он не сумел найти общий язык с местными жителями, ни с кем не подружился. Наверное, потому, что, во-первых, был чужаком, а во-вторых, обладал такой пугающей внешностью. В общем, Ерофеич затаил на людей обиду, этим и объяснялись странности его поведения. А поскольку в Клюкове испокон веков жила вера в нечистую силу, местные приняли его за чародея. Да Ерофеич от этого звания и не отказывался. Наверное, ему нравилось, что люди его боятся. И только когда он совсем занемог, страшно ему стало умирать в одиночестве, потому-то и стал он ходить по селу и зазывать к себе. Но сельчане истолковали его действия по-своему – записали в колдуны.

Традиционно в народе считается, что колдуны могут быть добровольные, невольные и природные. Добровольный, понятно дело, становился таковым по собственной воле, совершив соответствующий обряд. Невольному насильно (с помощью различных уловок) передавал знания умирающий колдун. Природный колдун имеет свою генеалогию: девка родит девку, эта вторая принесет третью, и родившийся от третьей мальчик сделается на возрасте колдуном, а девочка – ведьмой. Люди боялись все трех категорий колдунов и для изобличения их использовали обычно три средства: вербную свечу, осиновые дрова и рябиновый прут. Говорили, что если зажечь умеючи приготовленную свечу, то колдуны и колдуньи покажутся вверх ногами. Равным образом, стоит истопить в Великий четверг осиновыми дровами печь, как тотчас все колдуны придут просить золы. Рябиновая же палочка помогает опознать этих недоброхотов во время светлой заутрени: они стоят задом к иконостасу. Было и еще несколько способов выявить колдуна. Например, положить нож острием кверху и прочитать воскресную молитву (Да воскреснет Бог) с конца – тогда колдун либо заревет, либо начнет скверно ругаться. Или взять "сорокообеденный ладан" (пролежавший на престоле во время сорокоуста), растереть в порошок, всыпать в вино либо пиво и дать колдуну выпить – тогда он начнет ходить по избе с одного угла на другой и дверей не найдет. А если в это время предложить ему напиться поганой воды, хотя бы из лоханки, он охотно выпьет ее и затем потеряет всю силу. Был способ и единолично расправиться с колдуном. Для этого достаточно было ударить его наотмашь левой рукой, не оборачиваясь назад. Если при этом прольется кровь, то чародей уже испортился и в колдуны больше не годится.

Вот если бы в селе Клюкове знали хотя бы один из таких способов, то давно бы выяснили, что Ерофеич никаким колдуном не являлся, а был просто несчастным, разобиженным на весь свет, одиноким и странным человеком. Напрасно в его могилу осиновый кол вбили.

Русский свадебный обряд.

Одним из самых важных событий в жизни русской женщины являлась свадьба, к которой она и вся её семья начинали готовиться задолго до самого события...

О свадебных обрядах наших древних предков, и мы имеем в виду действительно древних - тех, кто жил по законам ведического мировоззрения на протяжении нескольких тысячелетий, практически ничего не известно . То, что преподносится нам сейчас, как самая древняя древность, таковой на самом деле не является. Самым известным источником по вопросу свадебных обычаев древних славян является летопись христианского священника Нестора, «Повесть временных лет» 12 века. Он пишет, что обычаи древних славян разнились от племени к племени, и в некоторых племенах практиковалось так называемое «умыкание» - жених похищал невесту на игрищах, предварительно договорившись с нею о похищении - и многожёнство: «Схожахуся на игрища... и ту умыкаху жены собе, с нею же кто съвещашеся: имяху же по две и по три жены…»

Вы никогда не задумывались о точках необратимости в линии судеб своих предков?
Что было бы, если во время Великой Отечественной бомба попала не рядом, а в тот самый дом с прижимающейся к полу девочкой, которая позднее станет Вашей бабушкой? Или если б случай, когда в детстве отца сбил автомобиль, закончился летально?

Слушая истории своих любимых стариков, я много размышляла: сколько раз ниточка могла оборваться, не дойдя до меня? И в такие моменты жизнь казалась мне чудом, сравнимым с хрупким существованием самого человечества.

В этот раз представляю вашему вниманию мистический эпизод из жизненного пути своей прабабушки.

Прабабушка Таня появилась на свет в маленькой чувашской деревушке ещё до октябрьской революции, в 1906 году. К концу 20-х – началу 30-х годов настала пора ей выходить замуж. На молоденькую крепкую девушку положил глаз сын одного из некогда зажиточных крестьян. Его отец, видимо, имел другие планы относительно судьбы дитяти, в которую небогатая невеста с многозначительной фамилией Баринова никак не вписывалась. Да к тому же был прадед уже женат. Но что поделать! Сердцу не прикажешь, а люди тогда не в пример нам были самостоятельнее и бескорыстнее: отпустил отец сына к полюбившейся девушке. Стали молодые обживаться, налаживать быт. Только первая жена не смогла простить столь переменчивой любви и, когда все были на сенокосе, подожгла жилище так не ставшей ей родной семьи… Сгорело всё: и живность, и убранство. Благо не успели к тому времени детей нажить.
Построили молодые себе новый дом. Жизнь складывалась непросто, к тому ещё в первый год разродилась Татьяна первенцем, а за ним недолго ждали и второго. Устала молодая от непрестанных забот. Шла однажды девушка с детьми к мужу на работу и появилась у неё мысль крамольная: оставить детей на хожей дорожке, а самой повеситься недалече. Вот-вот приготовилась, как заголосили малютки не своим голосом. Остановилась – жалко стало.

Только не осталось такое движение сердца без последствий: пришла беда, беспричинно умер первый ребенок. В те времена детская смертность была не редкость, только и второе дитя вслед за старшим поспешило. Третьего, родившегося, берегли как зеницу ока. И вот, было ему уже три года, когда отправилась семья в гости, прихватив сына. Ребенок увлеченно играл рядом с матерью, взрослые вели застольные беседы. Вдруг – исчезло дитя. Обстановка традиционной деревенской избы богатством не отличалась, бросились искать по всем углам. Нашли. Под кроватью, мертвого.

Мать была убита горем. Настало время похорон. Тогда заметили среди родственников-знакомцев милостинника, старичка захожего. Расспросил он Татьяну в чем горе её, да подсказал что делать. По прошествии 40 дней приказал сделать кол осиновый и воткнуть его в могилу последнего сына – тогда ни один ребёнок раньше матери не умрет. Что сказано, то сделано. И действительно, было по сказанному. Все дети благополучно пережили сложные времена, даже моя бабушка, которая родилась в первый день самой значительной для нашей истории войны.

Бабушка, рассказывая историю, заключает мораль такую: случается, по каким-то причинам ребенок рождается нежеланным, а за ним – долгожданный. И судьба (или какая иная высшая сила), чтобы восстановить справедливость, зачастую забирает именно любимца. (Благо сейчас средства контрацепции от минимальных до радикальных находятся в наших руках, но истории случаются разные).

Хотелось мне знать бы, кто этот мистический старичок, что почти сквозь столетие позволил появиться мне, чтобы написать сейчас эти строки. И сколько людей, подобных ему, которые, сами не зная того, бережно помогли донести хрупкость наших жизней до сегодняшнего дня.

«Тишанская средняя общеобразовательная школа

Свадебные обычаи и

традиции села Тишанка

(исследовательская работа)

Руководитель Винограденко Татьяна

Васильевна, учитель истории

ТИШАНКА, 2011.

Введение…………………………………………………..2

I. Подготовка к свадьбе…………………………………..4

1.1 сватовство…………………………………….. 4

1.2 могорыч………………………………………...5

1.3 оглядины……………………………………….5

1.4. девичник………………………………………5

1.5. вечер…………………………………………....6

II. Свадьба………………………………………...6-9

III Заключительные этапы свадьбы……………….9

Заключение………………………………………...10

Используемые источники…………………………11

Введение

Актуальность работы:

Обряд свадьбы появился давно и сохраняется до сих пор. Ведь «играть свадьбу» - значит вводить в жизнь новую семью-институт общества, продолжающую саму его жизнь. Считается, что соблюдение свадебных обычаев и традиций сулит молодоженам счастливую жизнь. И в настоящее время, когда частыми явлениями становятся разводы. Родители и молодожены все чаще обращаются к старинным свадебным традициям, надеясь на долгую счастливую семейную жизнь. Поэтому моя исследовательская работа может иметь и практическую направленность, ее можно использовать при изучении обычаев и традиций села, а также при подготовке к свадьбе.

Цель исследовательской работы: сбор и систематизация свадебных обычаев и традиций села Тишанки и близлежащих хуторов


Методы исследования:

опрос, анализ материалов музея, анализ средств массовой информации , интервьюирование.

Используемые источники:

воспоминания «сторожилов села», материалы СМИ, летопись села Тишанка, краеведческая литература.

I . Подготовка к свадьбе

Свадьба – от слова «свой», «свойский», свой человек». В основе обряда свадьбы – дорога, по которой поезд жениха движется в новую жизнь, дорога превращающая ранее разрозненное в единое. В старые времена свадьбы игрались очень торжественно, потому что люди осознавали брак действительно как таинство, понимая, что этим шагом определяют свою жизнь до смерти и дороги назад не будет. Свадебный ритуал был строго регламентирован. Свадебный ритуал был строго регламентирован, это был целый спектакль со множеством действующих лиц, у каждого из которых была своя роль.

В основе обряда свадьбы несколько этапов:

Сватовство

Оглядины

Девичник

День свадьбы

Гнать «зузулю»

Забивание кола

1.1 Сватовство

Приходили свататься обычно вечером, шли огородами. Молодые назывались иносказательно «купцом товара», а невеста –«товаром».

При сватании невесты родители жениха приносят хлеб, соль, спиртное. При сватании жениха и невесты спрашивают « согласны они соединить свои сердца». Если согласие было получено, тогда сваты ставили на стол хлеб-соль и спиртное.

Первую рюмку пили сват со сватом, мать с матерью, невеста с женихом. После этого затягивали песню.

1.2 Могорыч

Устраивали обычно через три дня или через неделю после сватовства. Приглашали близких родственников с обеих сторон и подруг невесты. За застольем договаривались о свадьбе.

1.3 Оглядины

«Место смотрели» обычно после сватовства через две недели. Ходили не - веста, ее родители и брат. Осмотрев хозяйство, дом, измерив окна (для пошива занавесок), устраивали застолье.

1.4 Девичник

За день до свадьбы в доме невесты собираются ее подруги и крестная мать каравай месить. На стол ставят блюдо, на блюдо три свечи. Крестная мать перед тем, как ка­равай замесить спрашивала благословения у родителей невесты и подруг. Сначала она обра­щалась с поклоном к отцу: «Благослови, кум наш, каравай замесить». Отец отвечал: «Бог благословил и я благословляю». Затем так же спрашивала мать и девушек.

Когда каравай выпекали, смотрели: если он целый - к долгой и счастливой жизни; с трещиной - жизнь у молодоженов не сладится; перекошенный - жизнь пойдет наперекосяк.

Приданое всегда было важным условием русской свадьбы, в него входило: постель, платья, домашняя утварь и украшения, деньги, недвижимость. От жениха ничего не требовалось. Этот сговор имел юридическое значение. Если невеста была из бедной семьи и не могла принести в дом приданое, то жених сам «делал приданое» или передавал родителям невесты некоторую сумму денег - старинный обычай не позволял брать невесту без приданого.

Традиция предписывала русскому парню из­готовить своими руками все необходимое для того, чтобы его любимая могла готовить себе приданое. И уж конечно, каждый юноша ста­рался превзойти всех остальных своим мас­терством, готовя для девушки такой подарок. Сколько выдумки, изобретательности, тонко­го художественного вкуса вложено в украше­ние каждой прялочки! Так стоит ли удивлять­ся тому, что прялка, живое воплощение юной любви, на протяжении долгих лет украшала собой избу хозяйки, а потом переходила, бе­режно хранимая, по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке.


Существовало поверье, что лихие колдуны и колдуньи могут внести порчу и нагнать злых духов в тот дом, где рядят свадьбу. Против
этого делались разные средства. Брачною комнатою избирался сенник, часто нетопленый. Необходимо было, чтоб на потолке не было земли, чтоб, таким образом, брачная спальня не походила ничем на могилу.

Вечером в дом невесты приезжали родственники жениха за постелью. Подруги невесты требовали за постель выкуп, вели торг. После окончания торга постель везли в дом жениха. Там развешивали занавески, раскладывали приданое.

1.5. Вечер.

Вечером собирались дружки и дружки жениха и невесты. Только молодежь. Пели, танцевали, угощались.

II . Свадьба

Первый день свадьбы. Утром подруги собирали невесту к венчанию . Они одевали ее в праздничную одежду и усаживали в «святой угол» под иконы. В ожидании жениха девушки пели песни. Матери жениха и невесты не должны быть одеты в платья, так как считалось, что раздельная одежда, например, юбка и кофта отдалять жениха и невесту.

В это время жених, собрав свадебный поезд, ехал за невестой. Перед этим мать обсевает жениха овсом, мелкими деньгами, конфетами. По дороге свадебному поезду могли перегородить дорогу и только за выкуп открывают путь.

Приехав, жених с двумя дружками шел выкупать невесту. Выкупал невесту дружок, платили как деньгами, так и конфетами, шоколадом и спиртным.

Когда невеста куплена, ее приводят к жениху, покрывают. Покрывают две свашки от жениха и невесты платками и кепкой. Приговаривая:

Покрывачка плаче,

Покрывачка плаче,

Покрывачка плаче,

Не так покрываться

Як поцеловаться

Затем было благословление на семейную жизнь.

Отец и мать брали икону, молились и целовали икону и говорили: «Благословляем те­бя, доченька, на новую жизнь». Невеста целовала икону, отца, мать. Икону передавали невесте в новую семью. После благословения невесту выводили из дома.

Специальный человек должен был следить, чтобы никто не прошел между женихом и невестою-это считалось дурной приметой. И еще о некоторых свадебных традициях, сохранив­шихся до наших дней. В старину молодым на свадьбу было принято дарить большую соломенную куклу с животиком (отсюда, видимо, и пошел обычай привязывать пупса к решетке радиатора), которая называлась домашней Мас­леницей. Полнота куклы символизировала грядущий дос­таток и здоровое потомство. Традиция переносить ново­брачную через порог дома, в котором она будет жить с мужем, возникла вот как: в старину считали, что если мо­лодая жена упадет на пороге своего нового дома, это пло­хая примета. Чтобы полностью исключить такое падение, женихи поднимали своих невест и переносили через по­рог дома на руках.

На улице, садясь в повозку, невеста крестилась на четыре сторо­ны. Ехали венчаться жених и невеста в разных повозках. Когда невеста отъезжала, ее подруги пели песни. Затем шел процесс венчания.

После венчания молодые ехали в дом жениха, там их встречали с иконой и хлебом-солью мать и отец жениха. Невесту усаживали в святой угол и начинали повивать. Большая сваха в руках держала блюдо, на котором лежала лепешка хлеба, хмель, жито, конфеты, мелкие деньки, гребешок, масло, две свечи. Светилка (сестра невесты) и дядька (брат невесты) заворачивали свечи за концы дымки и закрывали ею невесту. Большая сваха просила у родителей невесты благо­словения молодую повить.

Затем сваха обращалась к матери невесты. Большая сваха расплетала косу, затем запле­тала две косы, снимала со своей головы платок и одевала его невесте. Молодожены во время застолья не ели. Когда гостям подавали кашу, дружко и под­ружка уводили молодых в другую комнату ужинать. Дружко брал жениха за повязанный у него на руке платок и выводил его из комнаты.

После ужина жениха и невесту снова выводили к гостям. Невеста одаривала родствен­ников жениха подарками, которые она сама сшила к свадьбе. Затем дружко наливал стакан водки , брал каравай и начинал собирать отдарки. За каждый отдарок дружко давал гостю выпить и закусить караваем.

Когда застолье заканчивалось, молодых уводили спать.

Второй день свадьбы - ряженая свадьба. Гости приходили с утра –

снедать – завтракать. В этот день готовили больше горячие блюда: суп, вареники, пельмени, блины.

В этот день по селу ходили ряженые гости, чаще наряжались цыганами и воровали кур, утят, горшки, ведра и все это отдавали молодоженам.

В этот же день происходил процесс катания и купания. Невестка должна искупать свекровь в импровизированной купели и одеть ее. Затем катали крестных, как жениха, так и невесты. Они за это должны были одаривать «коней».

III . Заключительные этапы свадьбы

Следующий день свадьбы, а в старину через неделю, проводился следующий этап свадьбы - в Тишанке и близлежащих хуторах он называется – гнать «зузулю». В этот день жених приезжал в родительский дом невесты. Одним из блюд была яичница. Родители невесты дают курицу, потом эту курицу варят и угощают гостей. Это символизировало начало новой жизни, так как яйцо – символ жизни, роста.

Заключительный этап свадьбы – «забивание кола». В дом жениха приезжали родственники жениха и невесты. Во дворе забивали символический кол, как бы прикрепляющий невесту к этой семье.

Заключение

Свадьба в нашем селе, как социально-бытовой обряд имеет свои особенности, которые ориентированы на южнорусскую свадебную традицию. Одна из особенностей то, что свадьба сопровождается на языке диалекта. Использование русского и украинского языка, а так же обычаев и традиций привело к смешиванию не только языка, но и обрядов.

Так же в свадебной традиции прослеживается двоеверие, элементы, как христианства, так и язычества. Иносказания, ряженая свадьба, забивания кола-все это проявления язычества. Но в церемонии свадьбы существует, благословление, венчание - элементы христианской культуры.

Свадьба как особый обряд породила народный свадебный фольклор: песни, частушки, прибаутки, поздравления.

Используемая литература:

1. Кичигин культура Юга России: Белгородская обл. //

Опыт систематизации этнофольклорного материала.-Белгород, 2000

2. Традиционная культура Белгородского края.-Вып.1 –Сборник научных статей и фольклорных материалов из «Экспедиционных тетрадей» /Ред.-сост. .-Белгород: издание БГЦНТ, 2006

3. Сокол торжества - Харьков «Книжный клуб», 2005