Мероприятие по цветам. Сценарий игры по станциям "праздник цветов". Конкурс: С завязанными глазами нарисовать ромашку

Центр дополнительного образования детей «Созвездие»

Сценарий воспитательного мероприятия

«Цветы в легендах и преданиях»

Педагог дополнительного образования

Киризли Л.Э.

Воронеж 2011 г

Цель и задачи:

Расширение и актуализация знаний учащихся о цветочно-декоративных растениях, ознакомление с историей происхождения их названий, легендами, стихотворениями, активизация познавательного интереса детей, развитие коммуникативных навыков, умения работать в команде, экологическое и эстетическое воспитание учащихся.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, магнитная доска, буквы-магниты, карта мира, дидактические карточки, музыкальный проигрыватель и фонограмма «Вальс цветов»

План

  1. Вступительное слово педагога, постановка целей и задач
  2. Стихотворения, легенды и сказания п растениях (художественная часть)
  3. Викторина
  4. Подведение итогов мероприятия

Ход мероприятия

1.Вступительное слово педагога

Звучит « Вальс цветов».

Педагог: Ребята! Сегодня мы собрались все вместе, чтобы побольше узнать об одних из самых прекрасных творениях на Земле – цветах. А, точнее, послушать легенды и сказания о цветковых растениях, сложенные разными народами. Мы будем говорить о садовых цветах и соберем «Букет легенд».

2. Стихотворения, легенды и сказания о растениях (художественная часть).

Слайд 1.

1-й ведущий: Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен говорил: «Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок». Цветы сопровождают человека на всем его жизненном пути. С самого рождения и до последнего часа. Торжественные праздники, радостные события мы встречаем с цветами. Цветы украшают улицы и жилища людей. Благоухающие, ярко окрашенные, причудливой формы цветы всегда привлекали внимание творческих людей. Художники писали с них свои картины, композиторы во все времена посвящали им свои произведения (песни, вальсы и т.д.), архитекторы использовали в своих творениях изящество и красоту цветов.

2-й ведущий: С древних времен люди сочиняли легенды, сказания, предания и сказки. Люди глубоко верили, что, человек после своей смерти превращается в траву, цветы или животных.

По легенде богиня Флора управляла людьми с помощью добра и мудрости. Но люди больше заботились о еде, о доме, об одежде и мало уделяли внимания красоте и пользе растений. Тогда Флора отправила своих помощников – эльфов и прекрасных фей к людям, и те засеяли всю землю цветами. А богиня стала носить на голове венок из живых цветов, и в венке этом нашлось место любому цветку.

Слайд 2.

Царицей цветов признана роза.

За тонкий запах легких лепестков

Зовут меня царицею цветков.

Шипами всех колоть готова,

Ведь нет на свете розы без шипов.

Слайд 3.

Легенда о розе.

По легенде древних греков роза посвящалась богине красоты и любви Афродите. А поскольку Афродита родилась из белоснежной морской пены, то и все розы были белыми. Но случилось так, что возлюбленный Афродиты Адонис был ранен и она, узнав о беде, бросилась бежать к нему. Шипы розы ранили ее ноги, но Афродита не обращала на это внимания. Несколько капель крови попали на розы и они из белых превратились в ярко-красные.

1-й ведущий: В Риме тоже все поклонялись розе. Девушки привораживали любимых запахом роз, женщины купались в розовой воде, чтобы сохранить молодость. Гладиаторы натирались розовым маслом, чтобы стать непобедимыми.

Слайд 4.

Национальное достояние Китая – Пион.

2-й ведущий. А вот национальным достоянием Китая является пион. Его там считают императором цветов. Во время цветения пионов в городах Китая царит праздничное оживление.

Взгляните на раскрывшийся пион

С пунцовыми литыми лепестками,

И он наполнит вам волшебный сон,

Волшебный сон из сказки с чудесами.

Слайд 5.

Легенда: Богиня Флора, собираясь в путешествие, решила на время своего отсутствия выбрать заместителя. На совет все цветы пришли вовремя, и только роза опоздала. Но, когда она появилась в зале, все были поражены ее великолепием и решили, что она будет заместительницей богини. Только пион возражал. Он пыжился, надувался, хотел перещеголять розу хотя бы величиной. Флора рассердилась и сказала:

Гордый глупый цветок! Оставайся за самодовольство и пустоту всегда таким толстым и неуклюжим. Пусть ни одна бабочка не коснется тебя поцелуем, ни одна пчела не возьмет из твоего венчика меду, ни одна девушка не прижмет тебя к своей груди. Видели ли вы, ребята, бабочек на цветке пиона?

Слайд 6.

Любимец гаремов и цветок биржевой игры – тюльпан.

1-й ведущий:

Еще в 13 веке персидский поэт воспел тюльпан и с этого времени этот цветок стал символом счастья. Когда тюльпаны были завезены в Голландию, то увлечение ими стало столь велико, что превратилось в манию.

Богачи платили за луковицу нового сорта огромные деньги. Какой-то чудак отдал за редкую луковицу целую пивную, а другой – 24 четверти пшеницы, сорок восемь четвертей ржи, четырех быков, шесть свиней, двенадцать овец, две бочки масла, четыре пуда сыра, связку платьев и серебряный кубок. В увлечении тюльпанами было много необычного, но эти странности еще больше увеличивали интерес к голландским тюльпанам.

Слайд 7.

Легенда о тюльпане.

Легенда повествует нам, что в золотом бутоне желтого тюльпана скрывалось великое счастье. Но никто не добирался до него, так как не было силы, которая могла бы открыть бутон.

Однажды на лугу, где рос великолепный тюльпан, шли женщина с мальчиком. Мальчуган стал бегать по лугу и приблизился к тюльпану. Случилось чудо: бутон сам раскрылся и счастье разлилось по Земле.

Слайд 8.

Нарцисс.

2-й ведущий: Лучистый, нежно-белый цветок нарцисса всегда немного склонен набок, и, когда он растет у водоемов, то кажется, что нарцисс любуется своим отражением.

Золотинкой в серебре,

Песнь нарцисса в хрустале,

Свежая-пресвежая, нежная-пренежная,

Над цветком наклонишься –

Нежностью наполнишься.

Слайд 9.

Легенда о нарциссе печальна. Жил на свете юноша по имени Нарцисс. Его полюбила нимфа Эхо. Но юный Нарцисс отверг ее любовь, и от безответной любви прекрасное тело нимфы иссохло, так, что никто не мог ее видеть, а только слышал. Тогда нимфа попросила богиню любви Афродиту наказать юношу. В жаркий полдень молодой Нарцисс наклонился попить из ручья и увидел свое отражение. Никогда не встречал нарцисс подобной красоты и потому потерял покой. Каждое утро он подходил к ручью, чтобы обнять того, кого он видел в воде, но все было напрасно. От любви к самому себе он стал чахнуть и превратился в чуть склоненный нежный цветок нарцисс.

Слайд 10.

Ландыши.

1-й ведущий:

Проснулся лес, весной разбуженный.

Деревья в мареве парят.

Веселых ландышей жемчужины

Под каждым кустиком горят.

В рассветный час, сырой и сумрачный,

Когда роса во тьме блестит,

Горят фарфоровые люстрочки,

Да так, что глаз не отвести.

По древнерусской легенде морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал свое сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши – символы чистоты, любви и грусти.

Слайд 11.

Анютины глазки.

2-й ведущий: Раскрыли лепестки анютины глазки, а в венчиках – белый цвет – цвет надежды, желтый – удивление, фиолетовый – цвет печали

Апрель золотистыми лучами обласкан,

С лужайки плывет аромат.

Анютины глазки

Из были и сказки

На мир удивленно глядят.

По легенде жила в деревне добрая, доверчивая девочка Анюта. Она верила каждому слову. Но на беду свою повстречала она коварного обольстителя. Всем сердцем Анюта потянулась к юноше, а тот испугался и заспешил в дорогу по неотложным делам, обещая вернуться.

Долго смотрела Анюта на дорогу, ожидая любимого. И тихо угасала от тоски. Вскоре она погибла от печали, а на могиле выросли цветы с трехцветными лепестками, в которых отразились надежда, удивление и печаль.

Слайд 12.

Астры

1-й ведущий: Астры – последняя улыбка осени – вызывают различные ассоциации. Одни, увидев их, - радуются, другие – грустят, третьи – думают о вечности красоты, а четвертые – разводят руками: зима на дворе, а они расцветают.

Когда пыл осени вихрастой

Хлеба окрасит в желтый цвет,

Звезда лугов – земная астра –

Небесный звездам шлет привет.

Если вы когда-нибудь долго смотрели на звезду, то заметили, что она излучает то голубой, то белый, то розовый свет и мигает, словно зовет кого-то, посылает сигналы. А иногда звезды срываются с неба и падают вниз. Древние люди стали искать на земле звездного собеседника и увидели растения, которые назвали «астра», что значит «звезда».

Викторина (задания выполняются учащимися в тетрадках).

Учащиеся распределяются по командам.

Конкурс 1

«Расшифровка»

На магнитной доске вывешиваются сочетания букв. Необходимо поменять местами буквы так, чтобы получились названия цветов.

  1. САТРА (астра)
  2. КАТАБ (табак)
  3. ТОГОНИК (ноготки)
  4. ОНИП (пион)

Конкурс 2.

«Что означают названия растений? »

Учащимся предлагается набор русских названий растений. Задание – написать, от каких латинских или греческих слов произошли эти названия.

  1. Гладиолус («меч»)
  2. Ландыш («лилия долин, цветущая в мае»)
  3. Незабудка («мышиные ушки»)
  4. Астра («звезда»)
  5. Ирис («радуга»)
  6. Тюльпан («турецкая чалма»)
  7. Гиацинт («цветок дождей»)
  8. Нарцисс («одурманивать», «поэтический»)

Конкурс 3.

«Давайте познакомимся»

Участникам выдаются карточки с изображением цветов. Необходимо записать их название и прикрепить изображения на карте мира в месте, где находится их родина.

Команда 1: астра (Китай), ирис (Африка), тюльпан (Турция), петуния(Центральная и Южная Америка), пион (Китай), георгин однолетний (Америка), роза (Индия и Средняя Азия), гладиолус (Южная Африка).

Конкурс 4. «Головоломка» (прилагается)

«Головоломка» (прилагается)

Конкурс для болельщиков:

Загадки:

Нарядные сестренки

Весь день гостей встречают,

Медом угощают. (цветы)

Чашечка красная из лепестков

Желтое донышко – вот я каков (тюльпан)

На зеленом шнурочке -

Белые звоночки (ландыш)

Прекрасная красавица боится лишь мороза.

В букете всем нам нравится.

Какой цветочек? (роза)

Знакома с детства каждому

Их белая рубашка

С середкой ярко-желтою

Что за цветок? (ромашка)

Все знакомы с нами,

Яркими как пламя.

Мы однофамильцы

С мелкими гвоздями.

Полюбуйтесь дикими

Алыми….(гвоздиками)

Пирог съем, цветка не забуду.

На клумбе, на грядке – он всюду.

И видел цветы эти всякий –

То белые, то красные -…(маки)

Он в хлебе родится,

А в еду не годится (василек)

Царицей цветов называют за то,

Что всех я прекраснее прочих цветов (роза)

Листок пушистый, цветок душистый.

С длинной трубочкой

И с белой юбочкой.

Ночная прохлада –

Ему отрада (табак душистый)

Вопросы:

  1. Знаете ли вы, какие травянистые растения используются в медицине для приготовления лекарственных средств? (ландыш, ноготки, пион, ромашка)
  2. Назовите растения, цветки которых в течение дня распускаются и закрываются. (табак душистый, календула, портулак…)
  3. Цветкы какого растения раскрываются только тогда, когда на него садится шмель? (львиный зев)
  4. Назовите луковичные растения растущие в наших цветниках. (тюльпан, нарцисс)

5. Почему цветы, распускающиеся ночью имеют белую окраску? (белые цветы заметнее для насекомых-опылителей)

6. Назовите растения, цветы которых имеют сильный приятный запах (душистый горошек, табак, роза, маттиола, левкой).

7. Назовите луковичные растения наших цветников (тюльпан, нарцисс, лилии).

8. Поздним вечером белыми звездами распускаются на клумбах цветки душистого табака. Почему это растение цветет в ночное время? (он опыляется ночными бабочками).

9. В народе его называют «звонок», «бубенец», «балаболка».А как это растение называют ботаники (колокольчик).

10. Цветки каких растений пахнут медом? (алиссум)

11. Цветы какого растения имеют разную окраску венчика (лепестков)?

(анютины глазки)

Подводятся итоги викторины, команда-победитель и самые активные знатоки из числа зрителей награждаются призами.

Заключение по мероприятию.

Вот и закончилась наша встреча. Сегодня мы познакомились с отражением цветковых травянистых растений в культуре различных народов и провели соревнование на определение лучших знатоков цветов. Спасибо за участие.


Западное окружное управление департамента образования г. Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа № 000

Сценарий праздника

«ФЕСТИВАЛЬ ЦВЕТОВ»

г. Москва

Фестиваль цветов

Цветы – волшебный дар природы.

Цветы – спутники тепла и радости.

Цветы – символ прекрасного.

Цветы – улыбка природы.

Подготовка праздника.

Для украшения зала используются рисунки учащихся «Мои любимые цветы», цветочные композиции, составленные родителями учащихся, живые цветы, панно, работы взрослых (вышивки, коллажи , платья, сарафаны, рушники, скатерти и т. д.), букеты цветов из овощей, фруктов и т. д.

Выставка книг о цветах.

Цель фестиваля:

Развитие чувства прекрасного,

Расширение круга знаний о цветах,

Развитие навыков по самообразованию,

Развитие творческих способностей учащихся,

Совершенствование навыков общения,

Организация совместного отдыха взрослых и детей, содействие установлению хорошего настроения.

Оборудование:

Столы, стенды для выставки,

Стеллажи для выставки книг о цветах,

Оформление зала (плакаты, рисунки, флористика, композиции, букеты цветов),

Материалы для конкурсов (ножницы, клей, цветная бумага, бумага для рисования, краски, художественные кисти, стаканчики для воды),

Карточки с заданиями (загадки, кроссворды, таблицы),

Тексты песен цветочной тематики: «Розовые розы», «Ландыши», «Есть в России цветок незабудка», «Городские цветы», Ю. Антонов «Маки», В. Леонтьев «Девять белых хризантем», Н. Басков «Белая сирень», А. Герман «Белая черемуха».


Звучит «Вальс цветов» из балета П. Чайковского «Щелкунчик». Дети, одетые в костюмы цветов, танцуют вальс.

Ведущий.

Здравствуйте, дорогие друзья!

В течение всей своей жизни человек окружен растениями. А что было бы, если бы они исчезли? Серой и безрадостной стала бы наша жизнь, особенно если бы в ней не было цветов.

Вы любите цветы?

Кто же их не любит. Ведь каждый цветок – это упавшая с неба звезда. Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов. Цветы всегда были любимы людьми.

Даря друг другу цветы, они выражали свои чувства: любовь, уважение, признательность, почтение.

Цветы, как люди, на добро щедры,

И «щедро» нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца обогревая,

Как маленькие теплые костры.

Сегодня, когда вы вошли в этот зал, о чём вы подумали?

Дети отвечают:

Здесь очень красиво, мы – как в сказке, я сразу нашел (ла) букет, который мама составила, я широко открыла глаза и удивилась, у меня поднялось настроение и т. д.

Ведущий. Да, ребята, цветы доставляют нам много радости. А где мы их обычно видим?

Дети:

В лесу, на полянах, на городских и школьных клумбах, в квартирах и на балконах, в классах, в вазах и букетах, на даче и в саду, на открытках и картинах, на платьях девчонок и в причёсках невест.

Ведущий.

Цветы повсюду. Почему же мы так любим цветы? Что они для нас?

Дети:

Это красота, а всё красивое радует нас. Цветы делают воздух чище. Некоторые цветы используют даже как лекарство (ландыши, пионы, эхинацея, ромашка, фиалка, настурция, зверобой и т. д.).

Цветы всегда вдохновляли художников, поэтов, музыкантов.

Посмотрите на картины художников. (Во время рассказа ведущий показывает картины и комментирует их).

Колокольчик синий.

Поклонился нам с тобой,

Стройный и красивый.

Серебристый звон звучит,

Прямо к солнышку летит.

Песенку поет друг мой,

Колокольчик голубой

(Поет романс на стихи Тютчева)

Колокольчики мои, цветики степные,

Что глядите на меня, темно-голубые?

И о чем звените вы в день весенний мая,

Среди скошенной травы головой качая?

Колокольчик голубой

Поклонился нам с тобой.

Колокольчики – цветы

Очень вежливы.

Василёк

Как у речки, у реки

Засинели васильки.

Вперемежку с колосками

Смотрят синими глазками.

Серединка – желтый цвет,

А листочек – синий.

Васильковые глаза

У моей России.

Ромашки

В белых юбочках ромашки

Разбежались по лужайке,

Потянулись к небу, солнцу,

Поиграли с серым зайкой,

Хороводом дружно стали

И запели, заплясали.

(Водят хоровод, поют)

Мы ромашки, мы цветы

Желто-белой красоты.

Рады солнышку и лету,

В белы юбочки одеты.

Пахнет травкой на лугу

И роса сверкает.

Без ромашки белой

Поляны не бывает.

Ля-ля, ля-ля-ля,

С нами ты светлей земля!

Ля-ля, ля-ля-ля,

Как красива ты, земля!

Мы под теплым ветерком,

Шепчем и качаемся,

И в букете и в отваре

Очень многим нравимся.

Дин-дон, дили-дон,

От простуды вас спасем.

Разбрелись мы по лугам,

Мы растем и тут, и там.

Красотой твоей горжусь

Я, ромашковая Русь!

Ля-ля, ля-ля-ля,

Как красива ты, земля!

Одуванчик

А я скромный полевой

Одуванчик белый

Лишь подует ветерок,

Полечу я смело

На поля и на луга,

Там бы поселится,

Чтобы летнею порой

Желтым нарядиться.

Вот повеял ветерок –

И летит, летит пушок,

Моя песня уже спета,

Вновь увижу я вас летом

Несет одуванчик –

Желтый сарафанчик.

Подрастет – нарядится

В беленькое платьице.

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

Покивал нам мак с тобой

Ярко-красной головой.

На листки пыльцу стряхнул,

В гости шмель тут заглянул,

Ночью холодно? Вот тут

Я жучкам даю приют.

А коробочки созреют,

Сильный ветер вдруг повеет,

И они, словно игрушки,

Загремят, как погремушки.

Подсолнух

Золотистый я подсолнух,

Стройный и высокий.

Я – любимый солнышка,

Хоть оно далеко.

Я такой теплолюбивый,

В желтой шапочке красивый.

Я уже масленичным

В наше время стал,

А когда-то, не поверишь,

Лишь сады я украшал.

Сирень

Сколько белых и темно-лиловых

Вдоль ограды кустов разрослось!

Ветку тронешь – дождем лепестковым

Осыпается мокрая дрожь.

Примула

Примула бывает разной:

Жёлтой, белой, даже красной.

Как звёздочки, горят цветы,

И радуюсь им я и ты.

Нарцисс

Бледно-жёлтенький цветок

На высокой ножке.

Он растёт у нас в саду,

Прямо у дорожки.

Весной он ранней распускается,

Гордым нарциссом называется.

Маргаритки

Маргаритки, маргаритки

Ты повсюду видеть мог:

И в садах, и в огородах,

На обочинах дорог.

Лилия (желтая)

Жёлтой лилией покрыта

В тихом озере вода.

Поглядеть на это чудо

Часто мы идём сюда.

Цветок видим вдалеке

И лягушку на листке.

Роза

Роза – царица цветов, она символизирует любовь, милосердие, терпение.

О ней поют поэты всех веков,

Нет в мире ничего нежней и краше,

Чем этот свиток алых лепестков,

Раскрывшихся благоуханной чашей.

Букет

Ну а я – просто букет.

Чего только во мне нет.

Здесь листочки, там цветы,

Ленточка блистает…

И в шуршащий целлофан

Меня наряжают.

Тихо песенку пою,

В центре я стола стою

В аромате всех цветов.

И я к празднику готов.

Ведущий.

А знаете ли вы, что история букета началась в XVI веке. В переводе с французского слово «букет» означает «красиво собранная группа цветов».

Много лет назад в Греции и Италии люди в праздник украшали свои дома венками и гирляндами из цветов. Во время праздников и хороводов девушки на Руси украшали свои головы венками из цветов. Позднее стало модным дарить цветы. Невестам дарили белые розы, а в праздники друг другу – яркие розы.

Посмотрите, как оформлялись цветы для подношения (букетная манжетка)

Потом букеты стали ставить в вазы и корзинки. Позже для установки цветов стали использовать твердый пенопласт, паралон, губки.

В Японии используют специальные подставки с иголками, которые кладут на дно вазы (лучше плоской) и аранжируют цветы. Искусство составления композиций из цветов – икебана (в переводе на русский язык – цветы, наделённые жизнью).

Мы вспомнили лишь о некоторых цветах, а сколько их ещё можно встретить.

Вот сколько книг написано о цветах. (Показывает выставку книг)

А сейчас мы поиграем.

(На доске – ромашка. На обратной стороне лепестков – задание, которые выполняют две команды. Капитаны команд отрывают по два лепестка, через 5 минут мы посмотрим, как вы справились со своими заданиями.

1. Придумайте загадку о каком-нибудь цветке.

2. Назвать летние цветы.

3. Назвать осенние цветы.

4. Назвать весенние цветы.

5. Спеть песню о цветах.

6. Назвать полевые цветы.

7. Назвать садовые цветы.

Загадки о цветах

Он стоит на ножке тонкой,

Словно аист, в поле чистом.

И накрылся, как шапчонкой,

Белым зонтиком пушистым (одуванчик)

Крошечные чашечки развесил

Словно бусы, он на стебельке,

И, должно быть, думает о лесе,

Солнечной лужайке и реке (ландыш).

Твой глазок на ножке твердой

Затерялся в колосках.

Всё же ты, красавец гордый

Гость ненужный на полях (василёк).

Этот цветок называют «звездой»,

Так бы и вы назвали и сами,

В нем лепестки разбежались лучами

От сердцевинки, совсем золотой.

На лугу со всех сторон

Легкий – легкий,

Тонкий – тонкий

Будто слышится мне звон (колокольчик)

Золотой глазок,

Белые реснички (ромашка).

Белая, пушистая,

Густая и душистая

Завесила село -

Как будто подморозило

Как будто сад и озеро

Метелью занесло (черёмуха).

У реки на лугу,

Босиком на снегу

Первые цветочки –

Жёлтые глазочки (мать-и-мачеха).

Узнать меня, друзья, - пустяк!

Две ноты, буква, мягкий знак.

Цвету в садах, расту я в парках,

Живу в букетах и в подарках (сирень).

В голове – горошки,

А голова на ножке (мак)

Вырос в поле злой и колючий,

Во все стороны иголки (репейник).

Предлог игрой соедини ты,

И чудо вдруг произойдет:

Цветок Египта знаменитый

Перед тобою расцветет! (лотос).

Во всех странах любят цветы, в Литве, например, самая распространённая игра «Цветы». (Выбор водящего, каждый игрок выбирает себе название цветка и произносит в слух. Водящий называет цветок и старается запятнать его. Убегающий, не выходя за приделы площадки может назвать другой цветок, тот, чей цветок назвали, хлопает в ладоши.

Правило. Нельзя называть цветок, который никем не был выбран, и называть два раза подряд один и тот же цветок, выбранный другими участниками игры.

Ведущий

Мы восхищены тем, что увидели.

В букетах такое разнообразие цветов. Но, наверное, замечали, что иногда два разных цветка, поставленные в одну вазу или даже растущее рядом, быстро увядают. Это говорится о биологической несовместимости растений. Наука, изучающая совместимость, называется АЛЛЕЛОПАТИЯ.

Способны подавить нежелательного соседа:

гвоздика, ландыш, лилия, нарцисс, жёлтая примула, мак, резеда. Роза и резеда враждуют между собой. Они погибают, если стоят в одной вазе. Гвоздика недолюбливает розу. Если поставить эти цветы в оду вазу, они потеряют свой аромат.

А вот ландыш в соседстве с веткой жасмина усилит свой запах, а жасмин долго не завянет. Тюльпаны завянут в одной вазе с нарциссами. Нарциссы целые сутки должны стоять в воде отдельно. А потом их можно объединить с тюльпанами.

Розы, сирень и гладиолусы срезают острым ножом, а гвоздику, герберу и нарциссы просто обламывают руками.

Если одни цветы можно срезать в полураспустившихся бутонах (гладиолусы, ирисы, пионы, мак, нарциссы, тюльпаны), то другие (георгины, хризантемы, астры, циннии, флоксы, орхидеи) – только полностью распустившимися.

Цветы ставят в вазу с холодной водой, можно добавить в воду немного сахару

(0,5 чайной ложки на 1 литр воды), но это вызывает размножение бактерий. Поэтому добавляют ещё немножко и марганцовокислого калия. Можно добавить разбавленную лимонную кислоту. Это тоже способствует сохранению свежести цветов. Используются и специальные таблетки «Флора», «Бутон», «Нора».

Срезанным цветам вредны прямые солнечные лучи и сквозняк. Лучше, если ваза с цветами находится в прохладном, полузатененном месте.

Гвоздика не переносит шума, если цветок поставить рядом с приёмником, он быстро завянет. А мимоза при звучании музыки растёт быстро.

Конкурс

Задания: аранжировка букета, аппликация , поделка, аранжировка композиции.

Конкурсанты сами выбирают себе виды работы.

Подведение итогов конкурса.

Хочу всё знать!

Многие растения, произрастающие в лесу, называются «собачьи» (собачья фиалка, собачья мята и др.). На латыни слово «собачье» употребляется для обозначения диких растений в отличии от домашних. Очень просто!

Некоторые цветы являются зелёными барометрами , они людям показывают перемену погоды. Это ноготки, кувшинки, вьюнки, примулы, касатки и куриная слепота. При приближении дождя ноготки закрывают свои венчики, клевер съёживается, цветы мальвы сворачиваются и сникают.

Кусты жимолости пере дождем начинают сильно пахнуть и предсказывают его за 15-20 часов.

Самые древние цветы, известные людям – хризантемы.

В Японии едят салат из хризантем, а в Индии семена и корни лотоса – большое лакомство.

Цветы лилии способны поглощать угарный газ, очищая загрязнённый воздух. Ботаники предложили сажать на улицах эти цветы.

Растения плюш и розмарин не горят. На юге Франции, где часто случаются пожары, в лесопосадках, для защиты от огня, высаживают эти растения.

Слово тюльпан – это изменённое восточное слово «тюрбан », головной убор народов востока.

Папортник перед наступлением жары закручивает свои листья, защищая себя от излишних расходов воды.

Цветочные часы.

С древности люди заметили, что одни цветы раскрывают свои венчики с раннего утра, другие к вечеру или ночи. Ещё в Древней Греции и Риме высаживали на цветниках растения, по которым можно было определить время.

Первые цветочные часы были составлены 250 лет назад шведским ботаником Карлом Линнеем.

В средней полосе России первые цветы просыпаются в 3 часа утра – это козлобородник, в 4-5 часов – мак, шиповник, в 6 часов – одуванчик поднимает головку, в 7 часов – лён, белая кувшинка, в 8 часов – вьюнок, ноготки, в 9-10 часов – мать-и-мачеха. Днём ориентирами могут служить цветы, закрывающие венчики: в 14 часов – цикорий, в 15 – мак, картофель, в 17-18 часов – мать-и-мачеха, лён, белая кувшинка. К вечеру в 20 часов просыпается пахучий душистый табак, а после захода солнца в 21 час начинает благоухать ночная фиалка.

Викторина.

Это растение очень плодовито – на одном цветке может быть до 200 семян. Если бы каждое семечко увидело свет (прижилось на земле), то через десять поколений это растение могло бы покрыть площадь, в 15 раз превышающую земную сушу.

1. Растение числится в списках зелёной аптеки .

Сок, листья и корни используют как лекарства от некоторых заболеваний

2.Растение ядовитое, все его части, особенно его красные, сочные ягоды. Нежный запах убивает многие цветы. Только незабудка, стоящая в одной вазе с этим цветком, дольше, чем в одиночестве, сохраняет свежесть.

Существует 3 версии происхождения названия этого лесного цветка:

- «лапье ушко» - «ландушка» - похожи листья на уши лани,

От гладких листьев – «гладкий» - «гладыш»,

- «ладан» - прекрасный запах.

3. Этот цветок называют «королевой цветов». Ему не меньше 35-ти миллионов лет.

ЛЮДМИЛА ВИЛЬКУШЕВСКАЯ

Праздника цветов «ЦВЕТОЧНЫЙ ПЕРЕПОЛОХ»

Цель праздника: создать радостное весёлое настроение у детей; закрепить знания о цветах и месте их произрастания; воспитывать бережное отношение к природе, желание помочь.

Участники : Дети всех возрастных групп.

Материалы и оборудование: костюм Феи цветов и Колючки, цветик семицветик, лепестки желтые, красные и синие, цветы разных видов по 2 штуки и один лишний, 2 корзинки, цветы.

Звучит музыка, дети выходят на игровую площадку.

Ведущий :Вот и летняя пора наступила, детвора!

Оглянитесь, там и тут разные цветы цветут!

Послушайте, музыка тихо звучит, кто же к нам в гости спешит?

Под «Вальс цветов» П. Чайковского в зал входит Цветочная Фея.

Цветочная Фея: Цветочною Феей меня называют,

Я о цветах, ребятишки, всё знаю.

Пришла ребята, к нам беда

Украла колючка все цвета… и стало все мое царство черно-белым, и даже мой волшебный цветик -семицветик стал серым.

(Под музыку вбегает Колючка)

Колючка: Я - Репейная колючка.

Все меня считают злючкой.

Очень страшный я сорняк,

А цветы – мой главный враг.

Собрала цветы в темницу,

С этим надо вам смириться.

У меня для вас задачи -

Их решите, это значит,

Отпущу краски на волю

И мешать не буду боле.

Цветочная Фея: Что ж, ребята, помогите, краски все освободите!

Ведущий: Ребята, поможем Цветочной Фее?

Цветочная Фея: Мы сейчас будем вам задавать вопросы, если вы согласны – говорите да-да-да! Если не согласны – нет-нет-нет! Договорились? Тогда слушайте!

Кричалка: Любим мы цветы сажать? Да-да-да!

Будем с корнем вырывать? Нет-нет-нет!

Мы цветы водой польём? Да-да-да!

Сорняки домой возьмём? Нет-нет-нет!

Из цветов венки плетут? Да-да-да!

И в салат их все кладут? Нет-нет-нет!

В букет цветы мы соберём? Да-да-да!

И пол букетом подметём? Нет-нет-нет!

Колючка : Ну хорошо, один цвет вам я верну.

Колючка: Может вы меня удивите и стихи мне расскажите?

(Гвоздика): Погляди-ка, погляди-ка, что за красный огонек?

Это дикая гвоздика жаркий празднует денек.

А когда настанет вечер, лепестки свернет цветок,

«До утра! До новой встречи!» - И погаснет огонек.

(Колокольчик): Колокольчик, колокольчик…На лугу со всех сторон

Легкий – легкий, тонкий – тонкий будто слышится их звон.


(Василёк): Я – синей небесной сини, полевой простой цветок.

От того я – не Василий, а всего лишь – василёк.

(Фиалка): На солнечной опушке фиалка расцвела –

Лиловенькие ушки тихонько подняла.

В траве она хоронится от загребущих рук.

Но кто-то ей поклонится, и сразу видно: друг.

(Тюльпан): Гордый вид и строгий стан

– Это солнечный тюльпан.

Я на клумбе поселился

И весною распустился!

(Ромашки): В поле выйдешь погулять

– Меня ты можешь повстречать.

Лепестки мои так нежны,

Так тонки и белоснежны,

Серединка желтая,

Будто шляпка модная.

Чтоб не портить красоты,

Нужно всем беречь цветы!

(Незабудка): Незабудка, как дела?

Я садовника ждала.

А зачем садовник нужен?

Он с цветами очень дружен.

(Астра): Для чего цветут цветы?

Для души и красоты.

Астры скоро зацветут?

В сентябре их в класс несут.

(Подсолнух): Я – подсолнух золотистый!

Знают дети все меня.

Потому наряд мой желтый,

Что под солнцем вырос я.

(Нарцисс) : Я цветочек не парадный,

Но весёлый и нарядный,

Я мороза не боюсь

И на клумбе появлюсь,

Будет вам весною

Веселей со мною

(Роза): Знают взрослые и дети,

Я прекрасней всех на свете!

Мой волшебный аромат

Наполняет негой сад.

Я – мечта, живая грёза!

Я цветов царица – роза!

Колючка: Ну, и диво, вот так диво,

Испытание прошли вы.

За это я вам подарю лепесток.

Цветочная Фея: Дунул сильный ветерок, оторвал он лепесток.

Помогите же, ребята, соберите вы цветок!

ИГРА «Собери красивый цветок»

(Разбросать лепестки цветов)




Колючка: Молодцы, держите ещё лепесток.

Колючка - Победили вы опять! А хотите поиграть?

ИГРА «Найди себе пару»

(Ведущий дает каждому по одному цветочку. По сигналу ведущего – дети разбегаются по залу. Послову «Найди себе пару!», дети, держащие одинаковые цветы, находят себе пару. В игре участвуют нечетное число детей, 1 должен остаться без пары.

Играющие говорят: «Ты Андрюша – не зевай, быстро пару выбирай!».)

Колючка: вот вы и получаете ещё один цвет.

Цветочная Фея: А теперь ребятки, отгадайте-ка загадки!

Жёлтая серединка, а вокруг лучи

Беленького цвета и не горячи.

А узнать захочешь: любит или нет,

То цветочек этот быстро даст ответ. (Ромашка.)

Вот звоночек голубой,

Он качает головой.

Только звуки не слышны,

Как зовут его, скажи. (Колокольчик.)

Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок-

Остался стебелёк (Одуванчик)

Колючка : Что ж, все загадки отгадали, за это я вам верну еще один цвет.

Молодцы! Ну, что сказать,

Мне б картиночки собрать.

Перепутала части я,

Вам не справиться, друзья!

Ведущий: Не обманешь нас, злодейка,

Наши дети всё ж умнее. (Дети делятся на группы и собирают разрезные картинки с изображением какого-либо цветка.)



Колючка: Справились и с этим заданием, держите следующий лепесток.

Цветочная Фея: А теперь давайте поиграем с Колючкой.

(эстафета- собери цветы в корзинки)


Колючка : Всё! Караул! Пора сдаваться!

Держите последний цвет.

Цветочная Фея: Ну вот наконец вы помогли мне вернуть мой волшебный цветик- семицветик. А хотите увидеть его волшебство? Давайте все закроем глаза и посчитаем до пяти. Вот и волшебство, в нашем цветочке сюрприз- угощения (угощает детей).


Ребята, а давайте угостим нашу Колючку, может она подобреет?

Колючка: Ой, спасибо вам друзья, я больше никого не буду обижать

Цветочная фея: Ну что ж ребята, нам пора прощаться, в своё царство возвращаться!


Публикации по теме:

Фотоотчёт "Птичий переполох" Прошедшая неделя была посвещена птичьей тематике. Все группы нашего маленького детского сада направили свою.

Дети под музыку входят в зал, становятся вокруг ёлки. Ведущий: Здравствуй, ёлочка густая, Ты пришла к нам в детский сад, Чтобы с нами веселиться,.

Праздник цветов в группе «Почемучки» Цель: Способствовать развитию интереса к предмету «Цветоводство и декоративное садоводство», расширению.

Сценарий игры для младших школьников «Осенний переполох» Сценарий праздника «Осенний переполох». ИГРА «НЕОБЫЧНОЕ ПРИВЕТСТВИЕ» ИГРА «МОЛЕКУЛА» на командообразование (если достаточно места в зале).

Ценарий нового года 2016-17 «Петушиный переполох». Снежинки встречают ребят в зале ставят их в круг. Снежинка: – В этот праздник новогодний,.

учителя начальных классов Поповой Татьяны Михайловны

Лавровский филиал МОУ «Шульгинская ООШ»

Цель мероприятия:

1. Расширить знания учащихся о растениях, показать многообразие растений в природе.

2. Продолжить формирование умений наблюдать и распознавать растения в природе.

3. Воспитывать любовь к окружающим растениям и бережное отношение к ним.

Оборудование:

  • цветы,
  • корзина с цветами,
  • магнитофон,
  • пластинки,
  • выставка книг о цветах,
  • рисунки.

Звучит музыка П.И. Чайковского "Времена года"

Ведущий №1: Добрый день, дорогие ребята, дорогие гости! Мы рады видеть вас. В нашей жизни много сложностей и трудностей, порой не хватает времени, чтобы пообщаться со своими знакомыми и друзьями. А ведь минуты отдыха так необходимы! Поэтому мы и пригласили всех вам к нам на праздник.

Ведущий №2: Праздник наш посвящен цветам - прекрасным творениям природы. Кто из нас не глядел в голубые глаза незабудок, с трепетом не прикасался к пылающим щекам тюльпанов, кто не любовался золотым и лучистым солнцем ромашки, не останавливался в изумлении перед благородством розы?

Ведущий №1: И мы поведем сегодня речь о цветах, воспетых поэтами, музыкантами, художниками. Пусть праздник для вас станет источником добра и хорошего настроения.

Просьба ко всем не оставаться пассивными зрителями, а стать активными участниками праздника.

Звучит песня "Есть на свете цветок"

Цветочница: ни один праздник, ни одно торжество не обходится без цветов. Все любят цветы. Ими украшают сады, парки, улицы и жилища. Наряднее и веселее становится в комнате с цветами. Но цветы не только украшение! Каждый цветок из букета хранит свою тайну, а иногда забавные или поучительные истории, о которых интересно узнать тому, кто любит цветы.

В небе радуга-дуга

Опустилась на луга.

В поле солнышко играет.

Оживилось все вокруг

И цветы в росе сияют

Тихим, ласковым огнем.

Цветочница: Нет ничего на земле прекрасней и нежней цветов. Задарить цветы - значит выразить человеку свои искренние чувства любви, почтения, уважения. Цветы добрые посредники между людьми. Они помогают делать наши отношения более сердечными, доверительными

Цветы, как люди, на добро щедры.

И щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие, теплые костры.

Цветочница: Цветы - эти прекрасные хрупкие творения природы, всегда были рядом с человеком.

Всю жизнь цветы не оставляют нас

Прекрасные наследники природы.

Они приходят к нам в рассветный час,

В закатный час заботливо уходят.

Цветочница: Цветы и природа всегда вдохновляли музыкантов, художников, писателей. Всегда и везде цветы являлись символом прекрасного. Они являются символом некоторых государств: в Индии - лотос, в Египте - лилия, в Японии - хризантема и т. д.

С целым миром спорить я готов,

Я готов поклясться головою

В том, что есть глаза у всех цветов,

И они глядят на нас с тобою.

В час раздумий наших и тревог,

В горький час беды и неудачи

Видел я: цветы, как люди, плачут

И росу роняют на песок.

Кто не верит, всех зову я в сад

Видите, моргая еле-еле

На людей доверчиво глядят

Все цветы, как люди в колыбели.

(Расул Гамзатов)

Цветочница: Начинаем наш бал! (участники, одетые в маскарадные костюмы цветов выходят на сцену и танцуют вальс)

Флора: Здравствуйте, ребята! Я повелительница и богиня цветов - Флора, пришла на праздник и поведаю вам некоторые тайны цветов. Есть у года прекрасная пора, когда в природе происходят таинственные превращения - Весна. И вот весной появляется первый гонец - подснежник.

Цветок весны, идущий к нам по снегу

Простой цветок, а сколько он несет

Добра и радости и счастья человеку.

Подснежник: Древняя легенда рассказывает: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было холодно. Тогда, чтобы ее успокоить, согреть, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев это, Ева повеселела, поверила в счастье и у нее появилась надежда на лучшие времена. Отсюда и символ подснежника - надежда.

Флора: А русская легенда утверждает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но снежный подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило подснежник. Согрело землю и открыло дорогу Весне.

Звучит пьеса Чайковского "Подснежник".

На поля дохнуло ветром внешним

Ивы распустились за прудом.

У тропинки маленький подснежник

Загорелся синим огоньком.

(С.Красиков)

Флора: Пожалуй, это самый маленький цветок, но сколько стихов сложили о нем поэты, сколько легенд и народных сказаний сложен о нем.

У леса, у реки, на перепутье,

Где выстлана березовая гладь,

Такие загорелись незабудки,

Окинешь взором - глаз не оторвать!

(Танец "Незабудки")

Флора: Однажды богиня цветов Флора опустилась на землю и стала одаривать цветы именами. Одарила всех и хотела удалиться, но услышала слабый голосок: "Ты забыла меня, Флора! Дай мне, пожалуйста, имя!" Флора еле разглядела в разнотравье маленький голубой цветок. "Хорошо!" - сказала она - Ты будешь называться Незабудкой. А еще я наделю тебя чудесной силой: ты будешь возвращаться память тем людям, которые начнут забывать своих близких или свою Родину.

Ландыш (вбегает и говорит): А вы меня узнали? Преданье утверждает, что ландыш - это счастливый смех русалки Мавки, рассыпавшийся по весеннему лесу.

Флора: С 17 века накануне майского воскресенья отмечают праздник ландышей французы. Ландыш - это символ любви.

Родился ландыш в майский день,

И лес его хранит.

Мне кажется: его задень

Он тихо зазвенит

И это услышат луг, и птицы, и цветы:

Давай послушаем, а вдруг услышим я и ты.

Звучит песня о ландышах

Выходит ромашка.

А если случится тебе простудиться

Появится кашель, поднимается жар

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

Угадали ребята, кто я?

Ромашка: Ромашка - милый обаятельный цветок. По народному преданию ромашка вырастает там, где упадет с неба звезда. ЕЕ обычно сопровождает эпитеты "скромная", "полевая", но трудно обойтись без нее, сплетая венок, собирая букет полевых цветов.

Флора: Друзья! Цветов на свете очень, очень много. Сколько нежностей в них названиях! Василек, колокольчик, маргаритки, одуванчик, лютик, фиалки и и. д. Они завораживают нас удивительной гармонии форм, линий и красок. Давайте сплетем венок из полевых цветов.

Мы плетем, плетем венок

Заплетаем полевой, ай-люли, ай-люли

Заплетаем полевой.

Мы плетем, плетем венок

Из цветов полевых

Ай-люли, ай-люли

Из цветов полевых.

А кому в венке ходить?

А кому его носить?

Кате в том венке ходить

Ай-люли, ай-люли

Значит Кате и водить.

(Все садятся на полянку).

Катя: Раз мне водить, готовы ли вы ответить на мои загадки?

Кто на свете всех богаче? (Земля)

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет (Солнце)

Название какого цветка является кондитерским изделием? (Ирис)

А может нам помогут все желающие. (Загадываются загадки всем присутствующим).

Стоит дуб, полон круп, крышей покрыт. (Мак)

Он желтым цветком распускается, после цветенья сдувается.

Что это за цветок? (Одуванчик)

Вот еще малютка

Голубее дня

Как зовут ее:(незабудка)

Правильно, друзья.

Золотая серединка и лучи идут кругом

Это может быть картинка? Солнце в небе голубом.

Нет не солнце на бумажке -

На лугу, ребята, цветок - : (ромашка)

Катя: Молодцы, ребята! А сейчас объявляется конкурс лучших пантомим. Кто из нас не мечтает стать великим артистом. Пусть на нашем празднике в творческие коллективы и пантомимой изобразить что-то на цветочную тему. (Опыление, распускание бутона, цветение и т. д.).

Катя: Следующий конкурс "Цветочный аукцион". Кто больше знает цветов на букву "Р" и на "Л".

Роза Лилия

Раффлезия Лютик

Резеда Ландыш

Рогоз Льнянка

Редька Любка

Ромашка Люпин

Росянка Лотос

Молодцы! Спасибо! Флора, тебе понравилось, как я водила?

Меня называют царицей цветов!

За цвет и за запах моих лепестков

Хоть куст мой зеленый вас ранить готов

Но кто не простит мне колючих шипов!

Кто же я? (Роза)

Флора: Роза - символ божественной тайны. Древние греки создали множество легенд и сказаний об этом прекрасном цветке. Говорят, что роза появилась из белоснежной морской пены, падавшей с тела Афродиты - богини красоты, когда она выходила с первыми лучами утренней зари из моря. По христианской мифологии роза - символ милосердия, душевной чистоты.

О ней поэт поэты

Нет в мире ничего нежней и краше

Чем этот свисток алых лепестков

Раскрывшийся прекраснейшею чашей.

(С. Маршак)

Участники поэт попурри из песен о цветах:

Миллион, миллион алых роз

Из окна, из окна видишь ты

Кто влюблен, кто влюблен и всерьез

Твою жизнь до конца превратил в цветы

("Городские цветы", "Лаванда", "Ромашки спрятались", "Расцвела сирень"),

Ведущий: О цветах можно говорить до бесконечности. Цветы это музыка, это легенды, это стихотворения. Без цветов наша жизнь была бы скучной. Будьте чуткими, добрыми к цветам.

Не дарите любимым черемухи сноп

Боль сирени и вопли жасмина

Будьте щедры душой, не тревожа кустов

Подарите звезду в небе синем

Не губите цветы на лугах и в лесу

Берегите красу первозданную.

(В. Динабургский)

Ведущий: Древние утверждали, что корни добра уходят в природу - она первооснова красоты!

Светлеет грусть, когда цветут цветы,

Когда брошу я первоцветным лугом!

Один или с хорошим давним другом,

Который сам не любит суеты.

За нами шум и пыльные хвосты -

Все улеглось! Одно осталось ясно,

Что мир устроен грозно и прекрасно,

Что легче там, где поле и цветы.

(Н. Рубцов)

Ведущий: Спасибо всем, кто участвовал в этом празднике. Спасибо, кто пришел на праздник. Мы надеемся, что капельку тепла к цветам вы унесете в своем сердце.

Звучит музыка. Все встают и прощаются, уходят.

  • < Назад

Демонстрируется видео «Распускающиеся цветы под музыку Шри Чинмоя»
Участники проходят в зал, знакомятся с книжной выставкой и выставкой поделок,
оценивают комнатные цветы, представленные на конкурс,
общаются и рассаживаются по местам
Ведущая 1:
Добрый день, дорогие друзья! Мы рады видеть вас. В нашей жизни много
трудностей и проблем, порой подводит здоровье, часто не хватает времени, чтобы
пообщаться со своими знакомыми и друзьями. А ведь минуты отдыха так необходимы!
Поэтому мы и пригласили всех вас сегодня к нам в библиотеку.
Наш вечер посвящен цветам – прекрасным творениям природы. Кто из нас не
глядел в голубые глаза незабудок, с трепетом не прикасался к пылающим щекам
тюльпанов, кто не любовался золотым и лучистым солнцем ромашки, не останавливался в
изумлении перед благородством розы?
Из них венки плели невесты,
Их в школу девочки несли,
И у могил, порой безвестных,
Их вдовьи слёзы долго жгли.
Растут, во все века любимы,
Их не сгубить, не затоптать.
Они – цветы неистребимы,
Нам, несгибаемым под стать.
(В. Сафронов)
Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении,
утешают в старости, радуют на свадьбах, именинах и празднествах. И мы поведем сегодня
речь о цветах, воспетых поэтами, музыкантами, художниками. Пусть наша встреча станет
для вас источником добра, красоты и хорошего настроения.
Ведущая 2:
Цветы – живая красота земли, они всегда были рядом с человеком. История цветов
уводит нас далеко в прошлое. Ископаемые древних растений показывают, что цветы
появились 130 миллионов лет назад. Но мы все же не можем точно сказать, когда и как
появились первые цветы. Сам Чарльз Дарвин, был сбит с толку этим вопросом и назвал
его «ужасной тайной».
Люди разводят цветы с глубокой древности. На острове Крит найдены
изображения роз, датированные 3000 г. до н.э. В пирамидах Древнего Египта обнаружены
семена и листья фикуса, финиковой пальмы и других декоративных растений. Висячие
сады Вавилона - одно из "семи чудес" древнего мира. В садах Ирана наряду с
декоративными и плодовыми деревьями и кустарниками выращивали цветы - тюльпаны,
гиацинты, нарциссы, фиалки, маки и др., но в особой почести были розы. С течением
времени цветы нашли широкое распространение и в Европе.
Нет ничего прекраснее цветов,
Пришедших в палисады и жилища.
Они пришли из глубины веков,
Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище!
(С. Красиков)
Ведущая 1:
У многих народов издавна существовали праздники цветов. В Париже - праздник
роз, в Швейцарии - нарциссов, в Англии - незабудок, первоцветов и анютиных глазок,
маков. В середине мая происходит фестиваль тюльпанов в американском городе Холенд,
заселенном потомками голландцев. Обилие праздников цветов в Китае и Японии: в
феврале - праздник цветения слив, в марте - персиков, в апреле - вишен, в июне - пионов,
в октябре - хризантем. Звучит музыка, песни, поэты посвящают цветам стихи и
прикалывают их на длинных полосках бумаги к цветущим кустам и деревьям. Два
цветочных праздника справляют в Индии. В Германии в первое воскресенье марта
отмечается день фиалок, во Франции - ландышей. У древних славян – праздник Ивана
Купалы.
Ведущая 2:
Цветы, как люди, на добро щедры.
И щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие, теплые костры.
(К. Жанэ)
Ни один праздник, ни одно торжество не обходится без цветов. Много лет назад в
Греции и Италии люди в праздник украшали свои дома венками и гирляндами из цветов.
Во время праздников и хороводов девушки на Руси украшали свои головы венками из
цветов.
Звучит «Вальс Цветов» Е. Доги, после небольшой паузы, на фоне музыки ведущие
продолжают читать текст
Дарить цветы – значит выражать человеку свои искренние чувства любви,
почтения, уважения. А знаете ли вы, что история букета началась в XVI веке. В переводе
с французского слово «букет» означает «красиво собранная группа цветов». Букеты были
небольшими. Зачастую мужчины носили их в петлицах, а женщины в бутоньерках.
Маленькими букетиками душистых цветов, декорировали платья, прически и головные
уборы. Такие букеты служили заменой духов и составлялись они только из сильно
пахнущих цветов. Наиболее общеупотребительными цветами для этих целей были
ландыши и фиалки. Лишь в первой половине восемнадцатого века в моду входят большие
букеты, служившие для украшения жилища.
Ведущая 1:
И только во второй половине девятнадцатого столетия появился обычай
преподносить букеты в подарок. С этого же времени началось увлечение «языком
цветов». Даже возникает «ботаническая грамматика», в которой каждому цветку
присваивают свое толкование. Например, так: резеда – «добрые качества души лучше
красоты», гелиотроп – «люблю тебя более всего на свете», бутон розы – «молодая
девушка». В Викторианскую эпоху популярность этого языка цветов достигает
наивысшего расцвета, тогда особой любовью пользовались букеты тусси-мусси
(небольшой букет из цветов, обязательно завернутый в кружевную салфетку и
перевязанный атласной лентой).
Параллельно с европейским искусством составления цветочных композиций,
развивалось оно и на Востоке. Японская икебана – одно из наиболее известных восточных
течений. В икебане (в переводе «цветы, наделённые жизнью») растения и цветы всегда
отбирались со смыслом. Каждый элемент – это символ и несет свою собственную
смысловую нагрузку.
Азалия. Символ одиночества и печали.
Гвоздика. Страсть, любовь, обручение.
Незабудка. «Не забывай», будь верен, символ памяти.
Фиалка. Символ скромности и невинности.
Васильки. Символ святости, нежности, приветливости и доверия.
Ромашка. Романтичность, юность и любовь.
Лилия. Символ чистоты, целомудрия и непорочности.
Роза. Символ земной любви.
Каллы, белая лилия, белая роза. Символ целомудренности, благородства души и
поступков, символ чистоты.
Красная роза. Понятный для всех символ любви, страсти и желания, открытое выражение
чувств.
Алая роза. Символ романтической любви и страсти.
Ведущая 2:
Но главное в букете – это даже не его красота и запах, а желание порадовать им
себя или того, кому мы его преподносим. Ведь чаще всего мы дарим букет тому человеку,
которого хотим сделать что-то приятное. Радость от красоты – единственный язык, на
котором сейчас говорят все цветы, независимо от их количества и расцветки.
Романс «Отцвели уж давно хризантемы в саду» исполнит Желуницына Любовь
Михайловна (участница клуба «Надежда» при библиотеке № 33). Пожалуйста, прошу
поддержать её выступление аплодисментами!
Звучит романс «Отцвели уж давно хризантемы в саду»
(сл. В. Шумского, муз. Н. Харито) в исполнении Л.М. Желуницыной
Каждый цветок хранит свою тайну, а иногда забавные или поучительные истории.
О цветах сложено немало легенд и сказаний. Предлагаю вам ответить на вопросы
небольшой викторины. Кстати, позвольте мне представить жюри, которое оценит ваш
творческий вклад в сегодняшнее мероприятие, будь то выращивание комнатного цветка
или декламация стихотворения.
Заведующая библиотекой МОУ СОШ № 43__________________________________(ФИО)
Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 96_______________________(ФИО)
Преподаватель декоративно-прикладного искусства ВТК______________________(ФИО)
Заведующая клубом пожилых людей «Форум»_______________________________(ФИО)
Заведующая библиотекой-филиалом № 33___________________________________(ФИО)
В конце нашей встречи состоится награждение самых активных, талантливых и
эрудированных участников.
Ведущая 1:
Догадайтесь, о каких цветах эти легенды и истории.
1. Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве стало холодно.
Тогда, пожалев ее, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев это, Ева
повеселела, в ней ожила надежда. С тех пор эти цветы стали вестниками весны,
приближения теплых дней. (Подснежники)
2. Жил когда-то прекрасный юноша. Многие девушки добивались его любви, среди
них была и нимфа Эхо. Но юноша отверг всех. Греческая богиня Немезида наказала
гордеца. Однажды юноша наклонился к ручью, чтобы напиться, увидел свое отражение и
влюбился в него. Он любовался своим отражением день и ночь, пока не зачах. А на этом
месте вырос белый душистый цветок - символ самовлюбленности. (Нарцисс)
3. Когда богиня Флора появилась на земле, она стала одаривать цветы именами. Всем
цветам дала имена и уже хотела удалиться, как вдруг услышала слабый голосок: «Не
забудь меня, Флора!». Пригляделась богиня и увидела крохотный голубенький цветок.
«Хорошо, - сказала она, - не забуду. Ты будешь называться...» (Незабудка)
4. Морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал свое сердце Любаве.
Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где упали слезинки
царевны, выросли белые душистые цветы - символ чистой и безответной любви.
(Ландыш)
5. Полюбили друг друга русалка и пахарь. Русалка манила его к себе в воду, а юноша
звал поселиться у пашни. Неуступчивым оказался молодец, и превратила его русалка в
скромный синий цветок, который стал вечным спутником ржаного поля. Что это за
цветок, который носит имя пахаря? (Василек)
6. Египетская царица Клеопатра на одном из пиров велела покрыть весь пол слоем
лепестков этого цветка толщиной в полметра. В Древней Греции этими цветами усыпали
дорогу возвращавшихся с победой воинов. Римские легионеры считали, что цветок
вселяет мужество, и вместо шлемов надевали венки из этих цветов. А в Англии этот
цветок стал эмблемой противоборствующих сторон за обладание троном, его именем
называют войну за английский престол. (Роза)
7. Этот цветок – любимец Японии. Изображение его священно, это символ
императорской власти и всякая попытка нарисовать эту эмблему японской империи
каралась в прошлом смертной казнью. Его имя носит высший японский орден. Причину
такого высокого почитания японцами этого цветка нам разъясняет само его название –
«кику» (солнце) – символ светила, дающего всему жизнь. (Хризантема)
8. Старинное поверье утверждало, что данное растение цветёт в глухую июньскую
ночь, накануне праздника Ивана Купалы. Говорили, что бутон у него маленький, красный,
как раскалённый уголёк, а распустившийся цветок яркий, словно пламя. В старину люди
ходили искать чудесный цветок, считая, что он наделён волшебной силой - может указать
клады, скрытые в земле. Но достать цветок никто не мог, так как его охраняла нечистая
сила. Что это за растение? (Папоротник)
Звучит «Вальс цветов» П.И. Чайковского, после небольшой паузы,
на фоне музыки ведущие продолжают читать текст
Ведущая 2:
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок.
Кто не верит, всех зову я в сад
Видите, моргая еле-еле
На людей доверчиво глядят
Все цветы, как люди в колыбели.
(Р. Гамзатов)
Такой одухотворённый образ цветов немного противоречит тому, что они являются
ещё и товаром. Сердцем цветочной индустрии считается Голландия. Всем известно, что в
Нидерландах обожают цветы. Их выращивают и в крошечных горшочках, и на огромных
полях. Цветы составляют основу голландского экспорта. Для тюльпанов Голландия стала
земным раем и второй родиной. Но с истинным местом появления на свет этих
прекрасных цветов у нее очень мало общего. Дикие тюльпаны и по сей день растут на
Памире и Тянь-Шане, в долинах Сырдарьи и Амударьи, в оазисах Каракумов и
Кызылкумов, на Алтае и Кавказе, в Китае и Монголии. С Кавказа они начали свое
движение в направлении Европы, а затем перебрались на следующий материк - в Египет,
Алжир, Марокко. Но все это было странствием диких тюльпанов. Сортовые тюльпаны
начали свое триумфальное шествие в Турции. В садах Константинополя из тюльпанов
составляли огромные красочные живые картины. В середине 16 в. их увидел австрийский
посол, заинтересовался выращиванием удивительных тепличных чудес и вывез луковицы
в Швейцарию, откуда они попали в Голландию. Их привёз Каролус Клусиус,
руководитель сада лечебных трав, садовники Голландии активно занялись разведением
этих цветов.
Ведущая 1:
В самой стране это превратилось в настоящую "тюльпаноманию". Луковицы
взвешивали на аптекарских весах, единицей веса был принят aas, равный примерно 0,065
грамма. О стоимости луковиц редких сортов свидетельствуют записи в бухгалтерских
книгах. Например, луковица сорта "Semper augustus" весом неполных 20 граммов была
продана за 4600 флоринов, пару лошадей и карету.
Сколь стремительно "тюльпаномания" началась, столь же быстро она пошла на
убыль. И рынок был перенасыщен, и покупатели исчезли. Многие семьи разорились - их
состояние было вложено в луковицы, которые нельзя было продать и за одну двадцатую
вчерашней стоимости. Неистребимое пристрастие к разведению цветов осталось у
голландцев, и после окончания "эпидемии". Тысячи гектаров земли здесь отданы
тюльпанам, нарциссам, крокусам и гиацинтам. В Нидерландах действует 12
специализированных цветочных аукциона, где в год реализуется 6 миллиардов цветов.
Ежегодно в Голландии проходит фестиваль цветов. Весной, в апреле устраивается
шествие – цветочный кортеж из более чем 50-ти машин. Из миллионов цветов создаются
красочные скульптуры. Более яркого зрелища невозможно себе представить.
Ведущая 2:
Предлагаю провести конкурс "Цветочный аукцион". Кто больше знает названий
цветов на букву "А" (потом вспомним цветы на "С").
Участники по очереди произносят название цветка,
жюри сверяется с таблицей и фиксирует результаты.
Спасибо!
Несколько интересных фактов о цветах для нас подготовила Коринфская Ида
Николаевна (участница клуба «Надежда» при библиотеке № 33). Давайте сейчас
послушаем её выступление.
Сообщение И.Н. Коринфской:
Многие растения, произрастающие в лесу, называются «собачьи» (собачья фиалка,
собачья мята и др.). На латыни слово «собачье» употребляется для обозначения диких
растений в отличие от домашних. Очень просто!
Некоторые цветы являются зелёными барометрами, они людям показывают
перемену погоды. Это ноготки, кувшинки, вьюнки, примулы, касатки и куриная слепота.
При приближении дождя ноготки закрывают свои венчики, клевер съёживается, цветы
мальвы сворачиваются и сникают.
Кусты жимолости перед дождем начинают сильно пахнуть и предсказывают его за
15-20 часов.
Самые древние цветы, известные людям – хризантемы. В Японии едят салат из
хризантем, а в Индии семена и корни лотоса – большое лакомство.
Цветы лилии способны поглощать угарный газ, очищая загрязнённый воздух.
Ботаники предложили сажать на улицах эти цветы.
Растения плюш и розмарин не горят. На юге Франции, где часто случаются
пожары, в лесопосадках, для защиты от огня, высаживают эти растения.
Слово тюльпан – это изменённое восточное слово «тюрбан», головной убор
народов Востока.
Папоротник перед наступлением жары закручивает свои листья, защищая себя от
излишних расходов воды.
Известный ботаник 18 века Карл Линней долгое время изучал цветы и установил
закономерность раскрытия их венчиков. После чего он создал в городе Упсала в Швеции
цветочные часы. Циферблат был разбит на несколько секторов. В каждом секторе были
посажены растения специально подобранные с учётом времени их раскрытия. Но это
были не первые в мире цветочные часы. Ещё в древних Греции и Риме в цветниках
высаживались растения, открывавшие и закрывавшие венчики в разное время суток.
Ведущая 1:
Следующая викторина потребует от вас недюжинных знаний, читаю вопросы.
1. Иван Сергеевич Тургенев знал толк во многих цветах. Какой цветок был его любимым?
Нарцисс.
2. Александр Сергеевич Пушкин всегда хранил в своем рабочем кабинете в
Михайловском цветок, который он выпросил у Анны Керн. Как называется этот цветок?
Гелиотроп.
3. Русская поэтесса Е.Бекетова одно из своих стихотворений начинает строками:
По утру, на заре,
По росистой траве
Я пойду свежим утром дышать…
О каком цветке идет речь? О сирени.
4. Композитор П.И.Чайковский, художник И.Е.Репин, математик С.В. Ковалевская,
писатели И.А.Бунин, Н.М.Карамзин любили один и тот же цветок. Как он называется? В
лесах средней полосы России он растет в изобилии. Ландыш.
5. Какому поэту принадлежат эти, казалось бы, всем известные строки:
Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!..
Этот поэт жил в середине XIX века. Это стихотворение-элегия обрело вторую жизнь с
появлением известного стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи
были розы…». Ивану Петровичу Мятлеву.
6. Какой цветок любил преподносить Тургенев своим друзьям? Этот же цветок был
любимым у актрисы Ермоловой, поэта Блока. Фиалки.
7. Назовите любимый цветок известной русской балерины Анны Павловой. Восемь тысяч
луковиц этого цветка было высажено садовником около ее дома. Тюльпаны.
Ведущая 2:
Мы хорошо потрудились, а теперь нужно немного отдохнуть. Проведём
релаксацию. Сели удобно, закрыли глаза, руки в замок над головой, потянулись, затем
сжали кулаки и в напряжении опускаем руки через стороны вниз, сбрасываем
напряжение.
Расслабляем ноги, таз, внутренние органы полости таза.
- Мои ноги тяжелые и теплые / 3 р.
Расслабляем руки, плечевой пояс.
- Мои руки тяжелые и теплые / 3 р.
Расслабляем мышцы спины, груди, живота, поясницы, внутренних органов.
- Мое дыхание спокойное, спокойное, мое сердечко работает спокойно и хорошо, мое тело
тяжелое и теплое.
Расслабляем мышцы шеи, лица, скальп.
- Моя голова легкая, легкая,
моя голова ясная и легкая!
- Я вся расслаблена и отдыхаю…
Отдыхаем 3 минуты.
Звучит композиция Р. Муратова «Дорога цветов»
- Заканчиваем наш отдых, переплели пальцы рук над головой, потянулись так как вам
удобно, опустили руки и медленно открыли глаза.
Ведущая 1:
Всю жизнь цветы не оставляют нас!
Прелестные наследники природы.
Они приходят к нам в рассветный час,
В закатный час заботливо заходят.
Они нам продлевают время встреч,
Откладывают время расставаний…
Мы души и сердца должны беречь
От хищных рук, от зла и прозябанья.
Любая мысль возвышенной мечты
Тогда лишь перельется в ликованье,
Когда пред нею склонятся цветы,
Посредники живого пониманья.
(С. Красиков)
Действительно, цветы – идеальные посредники для выражения чувств и
настроения. Очень много добрых и тёплых слов написано о цветах поэтами и писателями.
Много чувств и мыслей рождено прекрасными цветами. Сегодня у и нас есть возможность
их выразить. Начинаем конкурс чтецов, тема, которого, конечно же «Цветы».
Выступают участники конкурса (Смотреть Приложение № 2).
Жюри ведёт свою работу
Ведущая 2:
Спасибо всем участникам за прекрасные выступления. Пока жюри подводит итоги,
предлагаю всем вместе хором спеть любимые песни о цветах. Пусть это будет песня
«Ландыши», которую исполняла Гелена Великанова. Итак, начинаем…
Звучит песня «Ландыши» (сл. О. Фадеева, муз. О. Фельцмана)

Прекрасно, а теперь на очереди песня «Цветы России», которую замечательно
исполняла Людмила Зыкина
Звучит песня «Цветы России» (сл. В. Бутенко, муз. Е. Птичкина)
в исполнении всех присутствующих
Итак, жюри готово объявить итоги конкурсов. Пожалуйста, участники, которых
сейчас назовут, проходите вперёд для получения заслуженной награды.
Идёт объявление итогов конкурса и награждение победителей
Теперь ещё раз поаплодируем друг другу. Мы все молодцы!
Ведущая 1:
О цветах можно говорить до бесконечности. О цветах сложены песни, рассказаны
легенды, поэты и писатели всех времен и народов воспевали их. Художники отображали
их на своих полотнах. Цветы рисовали, отливали в металле, высекали на камне. Н
протяжение всего развития человечества люди преклонялись перед красотой цветов.
Цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное, ощутить полноту
жизни. Близость к цветам, созерцание их неповторимой красоты смягчают душу и
раскрывают лучшие грани человеческого характера.
Цветы - душа людей, открытая добру,
Цветы - глаза детей, не тронутые плачем.
В дни радости они смеются на миру,
В дни бедствия мы их от горя прячем!
Душа цветов чутка на горе и беду,
Они уходят с глаз, чтоб их не замечали.
Цветы, когда беда, всегда не на виду.
Но и тогда они - как музыка в печали.
Цветы умеют ждать, у них терпенье есть.
Как у людей труда, встающих до рассвета.
И в дни великих бед они умеют цвесть.
Чтоб радость нам дарить, когда придет победа.
На этом мы завершаем наш вечер, благодарю всех за участие. Всего вам самого
доброго, до новых встреч!